Горгона Медуза на страже колбасной лавки

Этот шестиэтажный доходный дом напротив храма Симеония и Анны накануне Первой мировой войны, в 1912 - 1913 годах, построил один из петербургских «колбасных королей» германский подданный Альфред Федорович Шмюкинг. Автором проекта был известный петербургский архитектор А. Л. Лишневский.

Горгона Медуза на страже колбасной лавки | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Чтобы извлечь максимальную прибыль, участок застроили очень плотно, и уходящие вглубину темные дворы-колодцы навевают образы из романов Достоевского. Согласно проекту, лицевой фасад здания предполагалось оформить в духе неоклассики; акцентом призвана была служить башенка-бельведер. В ходе строительства образ дома претерпел кардинальные изменения - сейчас перед нами предстает некий собирательный образ готического собора.

Любопытно, что между окнами второго и третьего этажей над входом в парадное можно увидеть лепной барельеф с изображением этого дома. Подобный элемент декора уходит корнями в Средневековье: на фасадах готических соборов изображались святые-основатели, держащие макеты собора. В этом же ряду - и петербургские архитекторы с моделями своих построек в руках: Монферран на Исаакиевском соборе, Месмахер - на музее училища Штиглица.

Заметим, что петербургскую управу (то есть тогдашнее городское правительство), контролировавшую соответствие построек законодательству, не слишком интересовало изменение облика утвержденных частных зданий, лишь бы не были нарушены существенные параметры - высота, размеры дворов, ширина проездов. Поэтому изменения, вносимые в процессе строительных работ, - обычная практика, если, конечно, дело не касалось зданий на важнейших площадях и магистралях столичного центра: в таких случаях фасады утверждались лично императором.

Помимо готических мотивов дом Шмюкинга был украшен уникальными для Петербурга лепными изображениями горгоны Медузы - чудовища с женским лицом и змеями вместо волос, взгляд которого обращал человека в камень. Обыкновенно на невских берегах этот мифологический персонаж предстает перед нами в образе довольно молодой дамы, пусть и с искаженным злобой лицом. Здесь же по сторонам парадного входа на нас взирают лики запутавшихся в своих «змеиных шевелюрах» злобных старух с крючковатыми носами и торчащими зубами-клыками - ни дать ни взять наша родная Баба-яга, а не античное чудовище в женском обличье!

Впрочем, устрашающие лики нисколько не напугали потенциальных жильцов: дом был заселен сразу же по снятии лесов. К тому же, вероятно, тогда петербуржцы были неплохо знакомы с символикой и знали, что в давние времена изображения Медузы размещались на городских воротах и домах в качестве оберега...

Дом был оснащен современным оборудованием, способствующим комфортному проживанию, - лифтами, центральным отоплением, квартиры были обеспечены горячей водой. В подвале домовладелец поместил колбасное производство - цехи, коптильню, а также склады, где в бочках хранилась готовая продукция. Колбасы продавались тут же, в магазине на первом этаже, а руководство процессом осуществлялось из расположенной в доме конторы. Не забывал Шмюкинг и о рабочих - специально для них была оборудована столовая.

Среди первых арендаторов помещений дома был артист, театральный деятель Сергей Брагин, который содержал клуб на втором этаже. Он служил в Александринском театре, занимался также антрепренерской деятельностью, география которой была широка - от курортов Кавказа до клубных сцен Петербурга и Сибири. Художественную мастерскую 7-го этажа снимал художник Савелий Зейденберг. Он писал картины на исторические и бытовые темы, портреты. Помимо художественного творчества Зейденберг преподавал; среди его учеников были Марк Шагал, Юрий Анненков, Николай Акимов.

В декабре 1914 года колбасный фабрикант продал свой дом: очевидно, сыграло роль германское происхождение и в связи с начавшейся войной вести дело в столице враждебного государства стало невозможно.

Дом и сегодня оберегается горгонами, правда, на глазах рассыпающимися, несмотря на прочнейшие материалы, из которых они изготовлены. Выразительные фасады явно нуждаются в реставрации, тем более что в 2001 году дом признали вновь выявленным объектом, представляющим художественную ценность, а изображение элементов его декора вошло в выдержавший несколько изданий учебник по истории русской архитектуры.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 245 (5862) от 29.12.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».