«Голик-веник или сто рублей денег?»

Современные дети, выросшие на компьютерных играх и виртуальной реальности, не имеют почти никакого представления о том, в какие игры играли их бабушки и дедушки. Кто из нынешних ребят знает, например, что такое лапта или казаки-разбойники? А ведь таких дворовых развлечений было у нас много, и порой не совсем безобидных и безопасных...

«Голик-веник или сто рублей денег?» | ФОТО из архива автора

ФОТО из архива автора

Почти все наши игры начинались с того, что мы делились на две команды. Для этого сначала выбирали тех, кто будет «на матях» и станет выбирать одного из двух «сговорившихся». Ребята разбивались на пары и отходили в сторону: «Пошли сговариваться». В каждой паре выбирали друг другу кличку-пароль, причем так, чтобы никто из окружающих этого не слышал. Поэтому те, кто был «на матях», выбирали себе команду наугад. Это было прообразом спортивной жеребьевки.

Потом пары по очереди подходили к «матям» и спрашивали, используя популярные прибаутки или придуманные тут же по ходу игры пары слов для выбора. Например: «Мати, мати, кого тебе дати: голик-веник или сто рублей денег?». Или: «Дырявое ведро или самовар без крантика?». После выбора один пацан шел в одну команду, а другой – к противникам. Вот так и подбирались команды.

Летом за городом играли в рюхи, потом эта игра стала называться городки. Одни и те же городошные фигуры назывались по-разному: «пулеметное гнездо» именовалось также «бабка в окошке», а «гаубица» имела еще другое название – «дедка на крыше». Конечно, самыми трудными фигурами для выбивания были те, которые выкладывали на земле, – «самолет», «рак» и «письмо».

Играли «в ножички» – на земле очерчивали круг, делили его пополам и по очереди с высоты роста бросали ножик в землю, стараясь его воткнуть на половине противника.

Очень распространена была игра «в штандер». Играющие вставали в кружок, а водящий – про него говорили, что он «штандерует», – подбрасывает мяч, медленно повторяя слово: «Штандер, штандер, штандер...». После чего неожиданно называет имя кого-то из играющих и подбрасывает мяч. Услышав имя того, кто должен будет ловить подброшенный высоко вверх мяч, все участники разбегаются как можно дальше. Названный по имени ловит мяч, после чего сразу должен прокричать «Штандер» или «Стоп!», а потом попасть мячом в любого из остановившихся играющих...

У девочек кроме игр на асфальте «в классики» очень популярными были прыжки через вращающуюся веревку: двое крутят, остальные по очереди запрыгивают и выпрыгивают.

Помимо игр существовали и развлечения не самого невинного свойства. Например, у парней считалось обязательным уметь вскочить на ходу в трамвай и на ходу же из него выпрыгнуть. Трамвайные площадки в те годы были открытыми, на них вели ступеньки. Нужно было бежать параллельно с трамваем и, набрав достаточную скорость, легко запрыгнуть на ступеньку, ухватившись за поручень.

А вот спрыгивать на ходу нужно было так: встав на нижнюю ступеньку площадки и уперевшись левой ногой в стоящую впереди стенку, требовалось сильно оттолкнуться от нее в направлении, противоположном движению. Чтобы, таким образом, погасить инерцию. Если же просто спрыгнуть на ходу без этого отталкивания, то, пробежав из-за набранной инерции вперед, человек почти всегда падал носом.

Бывало, мы с ребятами на лестницах устраивали «дымовухи»: плотно скручивали рулончик фотопленки, сверху оборачивали его куском газеты, закручивали концы и поджигали. Только-только пленка начинала загораться – сразу кидали ее на пол и тушили ногой. От скрутки валил густой дым. После этого пройти из-за дыма по лестнице было невозможно.

Еще было развлечение с карбидом кальция, который можно было взять на любой стройке (из него получали гашеную известь для побелки помещений). Бросали его в лужу, сверху накрывали кастрюлей вверх дном, а в дне кастрюли гвоздиком заранее пробивали дырочку. Когда запах ацетилена становился ощутимым, поджигали его струю из дырочки спичкой. Кастрюля взлетала вверх. Чем дольше проявишь терпение, не зажигая спичку, тем больше накапливалось внутри газа и тем выше взлетала кастрюля. Иногда выше четвертого или пятого этажа.

Весной любимым развлечением школьников были «прожигалки». С помощью обычной лупы нужно было, направив ее на солнце, сфокусировать луч на чем-либо горючем – рукоятке перочинного ножа, карандаше, пенале и выжечь свое имя.

Играли во дворах – на улицу выходили редко. А вот в чужие дворы, даже соседние, заглядывать было опасно. Тут же их юные обитатели, завидев чужаков, начинали задираться. Особым шиком считалось в то время знание окрестных проходных дворов.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 071 (5688) от 22.04.2016.


Комментарии