Гипсовая пропаганда

Этот закон, послуживший основой для осуществления ленинского плана монументальной пропаганды, предполагал одновременно и разрушение, и созидание. Планировалось демонтировать памятники, «воздвигнутые в честь царей и их слуг», которые не представляли исторической и художественной ценности, а параллельно озаботиться созданием и установкой монументов, «долженствующих ознаменовать великие дни Российской социалистической революции».

Гипсовая пропаганда |

Согласно декрету, Совнарком выражал пожелание, чтобы «в день 1 мая были уже сняты некоторые наиболее уродливые истуканы». Художественная общественность была всерьез обеспокоена: какие монументы первыми попадут «под раздачу»?

За несколько дней до Первомая Союз деятелей искусств, созданный в Петрограде еще в марте 1917 года, выступил с протестом против декрета, называя намерения снести памятники варварством. Члены союза, среди которых были В. Я. Брюсов, А. Н. Бенуа, Ф. К. Сологуб, С. П. Дягилев, заявили, что «при той легкости, с которой возбуждается темная масса, будет допущена на потеху ей публичность разрушения памятников», и это «поощрение к погрому национальных ценностей» вызовет массовые разрушения.

Власти поспешили успокоить общественность. Нарком просвещения А. В. Луначарский сообщал 19 апреля 1918 года со страниц газеты «Петроградский голос»: «Все слухи о снятии памятников не соответствуют действительности. Могу категорически заявить, что сообщения о каких-то деревянных моделях, которые якобы должны быть установлены на пьедесталах бывших памятников, а также сообщения о предстоящем немедленном упразднении памятника Александру III также выдумка».

Действительно, внимание было приковано прежде всего к конным монументам, служившим одними из главных скульптурных украшений Петрограда. При этом - вот незадача! - все они были посвящены представителям династии Романовых и, следуя букве и духу декрета, подлежали ликвидации в первую очередь.

Тем более что спустя неделю после успокоительных слов Луначарского тот же «Петроградский голос» сообщал: вокруг памятника Николаю I кипят работы - под правое плечо подведена деревянная лестница, у фундамента и на спине лошади сооружены площадки. Неужели это леса, по которым вскоре поднимутся рабочие и распилят скульптуру на переплавку? Может, именно этот монумент признан «наиболее уродливым»? Около памятника все время стояла толпа, народ не расходился.

Постоянное скопление публики обеспокоило власти, и вскоре здесь появилась табличка, гласившая: «Никакой съемки не будет. Памятник остается на месте». В тексте также разъяснялось, что царственный наездник лишь временно «поработает» подставкой для праздничной иллюминации и «навески красной революционной материи».

Один всадник все-таки «ускакал» со своего постамента. В ноябре 1918 года Манежную площадь покинула восьмитонная бронзовая скульптура великого князя Николая Николаевича-старшего. Ее отправили в Академию художеств на переплавку, чтобы изготавливать бюсты деятелей революции. Другие конные памятники дожили до наших дней.

Постепенно без помпы убирали и менее заметных «истуканов», причем досталось и основателю города. В 1918 - 1919 годах демонтировали памятники Петру I на Адмиралтейской набережной («Царь-плотник» и «Петр I, спасающий рыбаков»), исчез бюст первого императора с Большеохтинского проспекта. В те же годы были уничтожены бюсты Александра I перед Александровским лицеем на Каменноостровском проспекте и Александра II («памятник грубый, нехудожественной работы») перед гомеопатической больницей на Лицейской (ныне Рентгена) улице.

Между тем другие монументы венценосцам и их родственникам простояли довольно долго. Так, памятник принцу Петру Ольденбургскому у Мариинской больницы сняли в 1930 году, а Петр I у завода «Арсенал» отправился на переплавку на следующий год.

Однако цветной металл этого и других снятых монументов, очевидно, был использован для иных нужд. Памятник Радищеву - первый, установленный по плану монументальной пропаганды, как, впрочем, и последующие, - был изготовлен из гипса, тонированного под бронзу.

«Радищев принадлежит нам. Прочь от него руки, правые эсеры и меньшевики! Это был революционер во весь рост, не знавший компромиссов с крепостниками и тиранами. И ему первый дар русской революции. Мы заставили Зимний дворец посторониться, чтобы дать место тому, кого он некогда задавил», - заявил на открытии памятника 22 сентября 1918 года Луначарский. Памятник установили в проломе ограды Зимнего дворца.

В октябре 1918 года в Петрограде были установлены памятники немецкому философу и экономисту Фердинанду Лассалю - у башни бывшей Городской думы на Невском проспекте, литературному критику, поэту, публицисту Николаю Добролюбову - у Тучкова моста. В ноябре у Дворца труда вырос гипсовый символический образ рабочего - «Великого металлиста»; тогда же перед Смольным установили статую Карла Маркса в полный рост, созданную из того же недолговечного материала.

Устанавливались памятники этой серии и в последующие годы. Однако под воздействием климата монументы вскоре стали осыпаться. Их ремонтировали, конечно, но время брало свое. Лишь единицы были переведены в долговечные материалы (например, гипсовый Лассаль в 1923 году был заменен гранитным, который сейчас хранится в Государственном музее городской скульптуры), большинство разрушились или, поврежденные, были демонтированы.

В первые годы после Гражданской войны стали создавать памятники из бронзы - вот они уцелели: Георгию Плеханову у Технологического института и Николаю Некрасову на Литейном проспекте. А на берегу Невы возле будущего Володарского моста в 1925 году вознесся бронзовый памятник убитому террористом революционеру-пропагандисту Володарскому - порывисто вскинув руку, трибун словно бы спускается по ступеням навстречу неведомому будущему...

#памятники #пропоганда #снос

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...

Восемь пунктов генерала Деникина
07 Июня 2017

Восемь пунктов генерала Деникина

Когда говорят о том, что армию погубили большевики, это неправда. Армию погубила вся революционная демократия с ее проповедями вседозволенности.

Вскрыть и прочесть
24 Мая 2017

Вскрыть и прочесть

Перлюстрация существовала еще в глубокой древности

Я знал и труд, и вдохновенье…
26 Апреля 2017

Я знал и труд, и вдохновенье…

При информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 25 апреля в Аничковом дворце состоялось подведение итогов для 9-11 классов региональной олимпиады по краеведению ш...

Л.М. Старокадомский
25 Апреля 2017

Л.М. Старокадомский

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Погибшие при защите Ленинграда
25 Апреля 2017

Погибшие при защите Ленинграда

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

 «Теплица на Фонтанке»
25 Апреля 2017

«Теплица на Фонтанке»

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Человек, достойный дороги цветов
25 Апреля 2017

Человек, достойный дороги цветов

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Монархия в стиле ностальжи
12 Апреля 2017

Монархия в стиле ностальжи

Вопрос Остапа Бендера: «Надеюсь, вы кирилловец?», звучавший смешно уже в 1920-х годах, тем более не актуален сегодня.