Где молились царицынцы

В Кингисеппе, бывшем Ямбурге, состоялась встреча потомков воинов 146-го пехотного Царицынского полка, квартировавшего в городе в начале ХХ века и оттуда ушедшего на Первую мировую. Гости собрались в местном историко-краеведческом музее, а поводом послужил выход книги «Символ Отечества» – о ямбургской полковой Георгиевской церкви.

Где молились царицынцы | 146-й Царицынский полк на Первой мировой войне. Фото 1917 г. Из книги «Символ Отечества».

146-й Царицынский полк на Первой мировой войне. Фото 1917 г. Из книги «Символ Отечества».

Это стало событием для маленького Кингисеппа – зал, где происходила встреча, был заполнен до отказа. Многие стояли у стен и в проходах, но все равно никто не уходил...

Среди тех, кто специально приехал на встречу в бывший Ямбург, – живущий в Москве правнук первого настоятеля полковой церкви отца Иоанна Невдачина. После революции тот жил в Кронштадте и во время подавления восстания в марте 1921 года был расстрелян без всякой на то причины по решению «тройки» ЧК. По семейному преданию, тело его бросили под лед Финского залива...

Приехали и потомки подпрапорщика Царицынского полка Фердинанда Виттермана, геройски погибшего в октябре 1914 года под Сандомиром. До 1941 года его семья жила в Кингисеппе, а в начале Великой Отечественной войны в числе других местных немцев была выслана в Новосибирскую область.

Была на встрече внучка поручика 125-го запасного маршевого полка Глеба Шмигельского. Эта воинская часть в конце 1915 года заняла ямбургские казармы Царицынского полка. В Ямбурге Шмигельский познакомился с сестрой милосердия одного из местных госпиталей Анной Константиновой и обвенчался с ней в ноябре 1917 года. В следующем году родилась дочь Вера...

Ямбургский полковой храм, пристроенный к манежу, был мемориальным: в нем были увековечены павшие на Русско-японской войне однополчане. Тогда в Маньчжурии смертью храбрых погиб почти весь офицерский состав Царицынского полка. Должны были увековечить в церкви и павших на Первой мировой, но не пришлось: после Брест-Литовского мира полк расформировали, храм закрыли, помещение передали театру, потом – клубу имени Карла Маркса.

В годы немецкой оккупации во время последней войны манеж и церковь оказались на территории концлагеря. После освобождения города манеж приспособили под госпиталь, а потом передали артиллерийской школе. В церковной пристройке разместили клуб воинской части. Потом военные выехали, в здании случился пожар, и оно несколько лет стояло в руинах. После ремонта его передали детской спортивной школе «Юность», при этом в помещении бывшей церкви и алтарной части храма устроили раздевалки, душевые и туалеты...

Уже несколько лет неравнодушные жители поднимают вопрос о возрождении полковой церкви как храма-памятника воинам, связанным своей жизнью и службой с городом Ямбургом – Кингисеппом. В июле минувшего года был создан благотворительный фонд.

– Инициатива возрождения храма принадлежит краеведам и архимандриту Гурию, – поясняет инок Исаакий, один из авторов книги «Символ Отечества».

Первым важнейшим делом фонда стало изучение исторических материалов и их публикация. Краевед Андрей Белобородов предпринял немалые усилия, чтобы в кратчайшее время проработать огромный массив источников в архивах и библиотеках. Удалось найти интересные материалы, сделать неожиданные находки, позволившие раскрыть многие белые пятна в истории этого храма. В том числе письма полкового священника Михаила Щербакова, отправленные им с Первой мировой.

– В итоге нам удалось поднять обширный исторический пласт, незаслуженно вычеркнутый из памяти города, – подчеркивает Андрей Белобородов. – Самое главное – мы развенчиваем до сих пор бытующий миф, что полковой церкви не существовало.

Этот миф особенно на руку тем, кто не хочет возрождения храма. Более того, недоброжелатели даже обвиняют деятелей фонда в том, что они хотят выгнать из здания спортивную школу – ту самую, в которой тренировался когда-то Александр Кержаков...

– Спортивная школа продолжит свою работу в здании манежа до тех пор, пока для нее не будет построено новое современное здание, – отмечает Белобородов. – Сегодня, когда в обществе столько говорят о возрождении «духовных скреп», размещение туалетов и душевых в алтаре бывшей церкви выглядит аморально и кощунственно...

Как бы то ни было, дело движется. 1 августа минувшего года, в день столетия начала Первой мировой, с согласия администрации района и руководства спортивной школы в здании бывшего Георгиевского храма состоялось первое богослужение – через 96 лет после закрытия святыни.

– Процесс возрождения церкви идет пока очень трудно, мы в самом начале пути, – считает Белобородов. – Но назад дороги нет. И выход книги, и состоявшаяся впервые встреча потомков воинов-царицынцев – это все события из современной летописи возрождения храма.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 001 (5374) от 12.01.2015.


Комментарии