Гараж как произведение архитектуры. История здания на Херсонской улице

Это утилитарное здание ( Херсонская ул., 20) весьма любопытной архитектуры — бывший ведомственный гараж автобазы управления делами Ленинградского обкома КПСС, выстроенный в 1985 году. Исследователи называют это сооружение «кульминацией ленинградского гаражестроения», даже сравнивают заезды в него, выполненные в форме цилиндрических рамп, с оформлением Музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке.

Гараж как произведение архитектуры. История здания на Херсонской улице | Здание гаража внесло новый акцент в не самую парадную часть города. Его модернизм перекликается с конструктивизмом хлебозавода напротив, построенного еще в 1930‑е годы./ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Здание гаража внесло новый акцент в не самую парадную часть города. Его модернизм перекликается с конструктивизмом хлебозавода напротив, построенного еще в 1930‑е годы./ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Гараж был спроектирован в 1984 году в мастерской № 13 института «Ленпроект» архитектором Владимиром Фрайфельдом при участии Андрея Горюнова. Владимир Максимович — архитектор с ярким индивидуальным стилем, среди его работ — здание ПТУ «Скороход» на Звездной улице, трехзальный кинотеатр «Русь» у станции метро «Пионерская» (увы, снесен в 2013 году).

До 1983 года на этом участке на Херсонской улице находилось головное предприятие таксомоторного автотранспорта № 2, но по решению Ленгорисполкома оно было выселено отсюда, а его небольшие постройки снесены.

Рабочий проект строительства автобазы был рассмотрен на заседании Градостроительного совета Ленинграда в декабре 1984 года. Архитектор Борис Рябинкин, выступивший с экспертизой, рассказал, что еще до утверждения рабочих чертежей уже были забиты сваи, поэтому пришлось это учитывать. Когда потребовали удешевить проект, удалось отстоять трех­этажную высоту зала совещаний.

Зачем здесь такой большой зал? Шоферы были непростые. Для них предполагалась демонстрация фильмов и пособий по современным технологиям сферы обслуживания пассажиров, основам без­опасного вождения автотранспорта и даже дипломатического этикета.

Еще одним экспертом выступил народный архитектор СССР Игорь Фомин, член-корреспондент Академии художеств, заместитель главного архитектора Ленинграда. Он отметил: «Самое важное достоинство этого проекта — то, что по внешним признакам нельзя сказать, что это гараж. Из этого коммунального сооружения извлечены все возможности, чтобы превратить его в скульптурную форму и в настоящую, с большой буквы Архитектуру. Здесь все зоны решены удачно. Предлагаю отметить высокое качество проекта. Если бы вся застройка города могла быть выполнена на таком высоком уровне!».

Евгений Полторацкий и Владимир Попов поддержали экспертов: «Гараж стал произведением архитектуры. Это здание станет радостным явлением в нашей ленинградской архитектуре». Попов также попросил заказчика, учитывая тяжелое материальное положение института, перевести причитающиеся финансовые средства как можно более оперативно…

Здание автобазы состояло из шестиэтажного гаража с административно-бытовыми помещениями и одноэтажной ремонтной службы. В многоэтажной части была предусмотрена гостиница для водителей ночной смены. К зданию примыкала также стоянка крупных машин и автобусов. Каждый этаж вмещал 57 автомашин, лишь шестой — 33. Всего гараж был рассчитан на 400 автомобилей.

«Появление гаража нарушило архитектурное спокойствие не одного квартала и подготовило выход улицы в открытое пространство набережной Невы, перерезанное мостом Александра Невского, — отмечал историк и критик архитектуры Светозар Заварихин. — Винтовая упругость открытого пандуса, заключенного в глубокую треугольную нишу, с наглядностью театрального действия демонстрирует борение стихий, столкновение устремлений к свободе и жесткому порядку, к движению и покою».

После 1991 года здание стало использоваться государственным автотранспортным предприятием «Смольнинское».

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».

#история #здание

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 118 (7447) от 30.06.2023 под заголовком «Гараж как произведение архитектуры».


Комментарии