Гараж как произведение архитектуры. История здания на Херсонской улице
Это утилитарное здание ( Херсонская ул., 20) весьма любопытной архитектуры — бывший ведомственный гараж автобазы управления делами Ленинградского обкома КПСС, выстроенный в 1985 году. Исследователи называют это сооружение «кульминацией ленинградского гаражестроения», даже сравнивают заезды в него, выполненные в форме цилиндрических рамп, с оформлением Музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке.

Здание гаража внесло новый акцент в не самую парадную часть города. Его модернизм перекликается с конструктивизмом хлебозавода напротив, построенного еще в 1930‑е годы./ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Гараж был спроектирован в 1984 году в мастерской № 13 института «Ленпроект» архитектором Владимиром Фрайфельдом при участии Андрея Горюнова. Владимир Максимович — архитектор с ярким индивидуальным стилем, среди его работ — здание ПТУ «Скороход» на Звездной улице, трехзальный кинотеатр «Русь» у станции метро «Пионерская» (увы, снесен в 2013 году).
До 1983 года на этом участке на Херсонской улице находилось головное предприятие таксомоторного автотранспорта № 2, но по решению Ленгорисполкома оно было выселено отсюда, а его небольшие постройки снесены.
Рабочий проект строительства автобазы был рассмотрен на заседании Градостроительного совета Ленинграда в декабре 1984 года. Архитектор Борис Рябинкин, выступивший с экспертизой, рассказал, что еще до утверждения рабочих чертежей уже были забиты сваи, поэтому пришлось это учитывать. Когда потребовали удешевить проект, удалось отстоять трехэтажную высоту зала совещаний.
Зачем здесь такой большой зал? Шоферы были непростые. Для них предполагалась демонстрация фильмов и пособий по современным технологиям сферы обслуживания пассажиров, основам безопасного вождения автотранспорта и даже дипломатического этикета.
Еще одним экспертом выступил народный архитектор СССР Игорь Фомин, член-корреспондент Академии художеств, заместитель главного архитектора Ленинграда. Он отметил: «Самое важное достоинство этого проекта — то, что по внешним признакам нельзя сказать, что это гараж. Из этого коммунального сооружения извлечены все возможности, чтобы превратить его в скульптурную форму и в настоящую, с большой буквы Архитектуру. Здесь все зоны решены удачно. Предлагаю отметить высокое качество проекта. Если бы вся застройка города могла быть выполнена на таком высоком уровне!».
Евгений Полторацкий и Владимир Попов поддержали экспертов: «Гараж стал произведением архитектуры. Это здание станет радостным явлением в нашей ленинградской архитектуре». Попов также попросил заказчика, учитывая тяжелое материальное положение института, перевести причитающиеся финансовые средства как можно более оперативно…
Здание автобазы состояло из шестиэтажного гаража с административно-бытовыми помещениями и одноэтажной ремонтной службы. В многоэтажной части была предусмотрена гостиница для водителей ночной смены. К зданию примыкала также стоянка крупных машин и автобусов. Каждый этаж вмещал 57 автомашин, лишь шестой — 33. Всего гараж был рассчитан на 400 автомобилей.
«Появление гаража нарушило архитектурное спокойствие не одного квартала и подготовило выход улицы в открытое пространство набережной Невы, перерезанное мостом Александра Невского, — отмечал историк и критик архитектуры Светозар Заварихин. — Винтовая упругость открытого пандуса, заключенного в глубокую треугольную нишу, с наглядностью театрального действия демонстрирует борение стихий, столкновение устремлений к свободе и жесткому порядку, к движению и покою».
После 1991 года здание стало использоваться государственным автотранспортным предприятием «Смольнинское».
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 118 (7447) от 30.06.2023 под заголовком «Гараж как произведение архитектуры».
Комментарии