Гадание по тараканьей лапке. В начале прошлого века Петербург переживал «эпидемию» оккультизма

«В Петербурге в настоящее время насчитывается несколько сот оккультистов, — сообщала в октябре 1908 года «Петербургская газета». — Они часто называют себя спиритами, гипнотизерами, и только в своих кружках гордятся званием оккультиста».

Гадание по тараканьей лапке. В начале прошлого века Петербург переживал «эпидемию» оккультизма | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Репортер отмечал, что в столице действует несколько кружков, где занимаются оккультными науками, причем почти все их участники принадлежат к высшей аристократии и к гвардейской элите. В частности, оккультизмом очень интересовались графини Мордвинова и Мусина-Пушкина. Обе собрали очень ценные библиотеки, состоявшие исключительно из книг по оккультизму.

В те же годы журнал «Возрождение хиромантии» курьеза ради приводил статистическую выборку «досужего корреспондента» по поводу того, сколько в столице обреталось «доморощенных авгуров и пифий». И вот что выяснилось: в Петербурге было восемь хиромантов и одиннадцать хироманток, четыре гадалки на кофе, воде и гуще, восемнадцать гадалок на картах, один ясновидящий по галошам, носовым платкам и прочим туалетным принадлежностям, одна «хиромантка по физиономии», одна хиро­софка-внушительница (она же директриса «бюро Гименея»)…

Журнал не зря с такой нескрываемой иронией подсчитывал столичных колдунов и магов — среди них, конечно же, было немало шарлатанов и откровенных мошенников…

«Их сколько угодно, всяких национальностей, приемов и цены. Есть баронессы, графини, масса немок, и много просто Марьюшек, Дарьюшек и Акулинушек», — замечала еще в мае 1903 года на страницах «Биржевых ведомостей» писательница Тэффи.

«Главное гнездо гадалок средней руки — Васильевский остров, — делилась Тэффи своими наблюдениями с читателями «Биржевки». — Они гадают и на бобах, и на картах, и на кофейной гуще, и на яичном белке. Одна даже из особой коробочки посыпает карты сором, в состав которого, как мне удалось рассмотреть, входила прошлогодняя сушеная муха и невинная тараканья лапка».

Газетчики уверяли, что петербургские чернокнижники находятся в тесных отношениях с Парижем — центром «таинственных наук». А представительницей действовавшего там ордена мартинистов в Северной столице является одна известная графиня, чей дом на Литейном проспекте служит средоточием петербургского оккультизма.

«Современные оккультисты твердо верят в то, что еще в средние века алхимикам удалось открыть рецепт превращения свинца и олова в золото, — отмечал репортер «Петербургской газеты». — В Петербурге по ночам, в тиши кабинетов, наши алхимики плавят на специальных очагах свинец и олово, роются в древних книгах, творят заклинания…»

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».

#оккультизм #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 138 (7467) от 28.07.2023 под заголовком «Гадание по тараканьей лапке ».


Комментарии