Фронт в тылу и в небе: история Зои Похазниковой с судьбой сильнее времени
Моей маме Зое Ивановне Похазниковой исполнилось 100 лет. Чтобы описать все перипетии ее судьбы, наверное, нужен новый Лев Толстой… Кстати, с семьей Константина Васильевича Волкова — врача, которому доводилось лечить Льва Николаевича, — мама дружила много лет. Потомки доктора ласково называли ее Зоинька…
Зоя Кулакова. Снимок сделан 25 августа 1943 года./ФОТО из семейного архива
Семья Кулаковых — родители мамы вместе с детьми — приехала в Ленинград из Ярославской области еще до Великой Отечественной войны. Старший из детей, Александр, после десятого класса в 1941 году поступил в летное училище. И, как лучший курсант, всю войну готовил летчиков для фронта.
Всю блокаду семья (а были в ней пятеро детей) жила во Всеволожском районе, в поселке Мельничный Ручей. Дед трудился в магазине на станции Ржевка, имел рабочую карточку, что и помогло семье выжить. И, конечно, большим подспорьем был собственный огород. В пищу шло все, что могли там вырастить, а также все, что естественным образом росло рядом с домом, вроде крапивы и лебеды. А посреди грядок была вырыта землянка, в нее прятались при вражеских налетах.
За несколько дней до войны. История краснофлотца Николая Буфетова в двух снимках перед войнойГлава семьи работал от темна до темна, и все хозяйство вели жена и старшая дочь Зоя. Семья была дружная, все дети держались вместе и всячески поддерживали друг друга, деля между собой семейные обязанности вроде заготовки дров… Деревья на пустующих участках рубить не разрешалось, так что приходилось собирать валежник в лесу и на берегу ручья, а уж на крайний случай спиливать сучья на своих деревьях.
Кроме всего прочего, Зоя вместе с подругами помогала врачам в ближайшем госпитале. Там ее помощь никогда не была лишней…
Кулаковым, можно сказать, повезло: все пережили блокаду, никто не погиб. Жить бы да радоваться, но судьба готовила маме новые испытания. Дело в том, что в те годы ее жизнь оказалась связанной с двумя друзьями-летчиками — Михаилом Бойко и Леонидом Похазниковым, служившими в одном полку под Ленинградом, в Горелове. Во время войны они были курсантами, сразиться с врагом в небе не успели, но очень мечтали о подвигах…
В 1949 году мужем мамы и моим будущим отцом стал Михаил Бойко. Увы, семейная жизнь продолжалась недолго: спустя два года пилотируемый им МиГ-15 разбился при посадке. Его друг Леонид Похазников, вернувшись в середине 1950‑х годов героем с корейской войны, стал для моей мамы мужем, а для меня — отцом. В Прибалтике, куда его отправили на службу, родился мой брат. Но опять случилась беда: во время одного из полетов самолет Як-25 вошел в штопор, и Леонид погиб при катапультировании. Из вещей остались только летная куртка и темные очки… Вот и получилось, что вся семейная жизнь мамы состояла из двух отрезков по полтора года.
Она рассказывала мне, что на последней встрече летного полка за нее даже произнесли тост, поскольку многие хорошо знали ее мужей, служили с ними. И когда этот тост звучал — встал весь полк!..
Лет пять назад мама успела осуществить свою мечту: побывала на могиле Леонида Похазникова. На ней, единственной на воинском участке, была фотография. На остальных пяти — пустые «глазницы». Мы решили исправить несправедливость. Получить снимки через Министерство обороны было непросто, тем не менее нам это удалось.
И вот ведь совпадение: нам словно старались помешать недобрые силы. Как раз когда мы с мамой приехали устанавливать фотографии, случился сильнейший ураган и упавшие деревья повалили два из шести 500‑килограммовых памятников летчикам. И все удалось восстановить! Остается лишь держать кулаки за сохранность монументов.
…Все испытания, которые судьба преподнесла моей маме, она выдержала с честью. Поэтому и для меня, и для брата она всегда была и останется примером жизненной стойкости.
Читайте также:
На службе двух армий. Биография Николая Струйского похожа на приключенческий роман
«Дядя Лось», ставший артиллеристом: история орнитолога Вячеслава Строкова в годы войны
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 210 (8032) от 11.11.2025 под заголовком «Тост за мою маму».




Комментарии