Фрейлинская дача

Этот дом, расположенный в поселке Репино (бывшей Куоккале) на самом берегу Финского залива, называют «дачей Вырубовой», фрейлины и близкой подруги императрицы Александры Федоровны - жены Николая II. Репутация Вырубовой в обществе была весьма малосимпатичной: ее считали чуть ли не любовницей Распутина. И будто бы он бывал на этой даче, устраивал тут попойки, и вообще это было его гнездышко...

Фрейлинская дача | Сегодня у «дачи Вырубовой» охранного статуса нет: это просто копия исторического здания, и ее судьба всецело находится в руках ее владельца. ФОТО Сергея ГЛЕЗЕРОВА

Сегодня у «дачи Вырубовой» охранного статуса нет: это просто копия исторического здания, и ее судьба всецело находится в руках ее владельца. ФОТО Сергея ГЛЕЗЕРОВА

Исследователи уточняют, что это деревянное здание принадлежало не самой Анне Вырубовой, а ее отцу, Александру Сергеевичу Танееву, статс-секретарю, обер-гофмейстеру, камергеру. Он получил блестящее образование в Санкт-Петербургском университете, состоял почетным членом Академии наук и членом Госсовета, два десятилетия (вплоть до 1917 года) служил главноуправляющим Собственной его императорского величества канцелярии. Был известен также как композитор-любитель, его произведения пользовались успехом и в России, и за рубежом.

«Несмотря на высокое положение моего отца, наша семейная жизнь была простая и скромная. Кроме служебных обязанностей весь его жизненный интерес был сосредоточен на семье и любимой музыке», - вспоминала Анна Вырубова.

Дача, построенная в первом десятилетии XX века, представляла собой яркий образец деревянного модерна. Архитектор, увы, неизвестен. Дом - в истинном чеховском духе: белоснежные резные наличники, контрастно выделяющиеся на зеленом фоне дощатых стен, двухъярусная граненая башня-эркер со шпилем. Она кажется парящей в воздухе - как рубка корабля.

В феврале 1917-го рухнула монархия, а в августе Анну Вырубову Временное правительство решило выслать из страны - вместе с другими «врагами революции». Путь прошел через эти дачные места. Она вспоминала: «Дорогим родителям разрешили проводить меня до Терийок (ныне Зеленогорск. - Ред.). В 7 часов утра поезд тронулся, - я залилась слезами. Дядя в шутку называл меня эмигранткой. Несмотря на все мученья, которым я подвергалась за последние месяцы, «эмигрантка» убивалась при мысли уезжать с Родины. Казалось бы, все готова терпеть, лишь бы остаться в России».

Однако тогда оказаться за границей ей не довелось. Солдаты сняли царскую фрейлину с поезда, отправили в Петроград, но вскоре вновь отпустили. Вырубова долгое время скрывалась у знакомых, опасаясь очередного ареста.

Вскоре зарубежье оказалось ближе, чем прежде. После того как декабре 1917 года Финляндия объявила о своей независимости, поселок Куоккала оказался за кордоном. В январе 1921 года Вырубова с матерью по льду залива, на санях, нелегально перебрались в Финляндию. Беглянка вспоминала: «Лошадь проваливалась в глубокий снег... Почти все время шли шагом по заливу: была оттепель, и огромные трещины во льду. Один из финнов шел впереди, измеряя железной палкой... Было почти светло, когда мы с разбегу поднялись на финский берег...».

До осени 1925 года эмигрантки жили на даче в Куоккале, которая после смерти Александра Сергеевича Танеева, случившейся в начале 1918 года, стала принадлежать его вдове Надежде Илларионовне, урожденной Толстой. «Имущество отца, оставшееся на даче в Терийоках - композиторские труды, ноты, книги, драгоценности - помогло лишь на некоторое время», - вспоминала Вырубова...

Дача со шпилем чудесным образом пережила Вторую мировую войну, но к концу ХХ века влачила печальное существование. В 2000 году студенты архитектурного факультета Университета Аалто (Хельсинки) выполнили ее обмеры. На чертежах видно, что угловой башне грозило падение.

Еще в 1997 году здание было рекомендовано внести в реестр памятников местного значения. Однако - вот парадокс! - именно этот статус помешал бы инвесторам, задумавшим устроить здесь ресторан. Поэтому была проведена экспертиза, предлагавшая не включать дачу в реестр госохраны. После этого началась ее реконструкция: здание раскатали по бревнышкам и собрали снова. По всей видимости, в случае с деревянными объектами, отслужившими свой век, такой вариант едва ли не единственно возможный. Все сделали «как было», только со стороны моря пристроили застекленную террасу.

#город #прогулки #Приморское шоссе 448

Комментарии