История появления особого «оружия» полицейских – фотографии

В 1964 году в одном из следственных подразделений ленинградской милиции расследовалось необычное дело. Девушка, спасаясь от насильника, укусила его в бедро. А он, отрицая обвинение, утверждал, что его укусила собака. Эксперты-криминалисты, использовав слепки челюстей девушки и собаки, провели «экспериментальные укусы», сличили фотографии следов от зубов и... сделали вывод в пользу заявительницы.

История появления особого «оружия» полицейских – фотографии  | Команда фотографов Резерва Санкт-Петербургской столичной полиции с фотоаппаратами (репродукция). Дата съемки: 1901 г. Фотография ателье Буллы. Фотография предоставлена Центральным государственным архивом кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга

Команда фотографов Резерва Санкт-Петербургской столичной полиции с фотоаппаратами (репродукция). Дата съемки: 1901 г. Фотография ателье Буллы. Фотография предоставлена Центральным государственным архивом кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга

Этот любопытный факт на встрече с журналистами вспомнил сотрудник Экспертно-криминалистического центра питерского полицейского главка полковник полиции Вадим Рожков. В качестве подтверждения своих слов он продемонстрировал те самые фотографии, заметив, что они - высочайшего качества. Хотя процесс их изготовления тогда был несравнимо сложнее, чем сейчас. Нынешние молодые криминалисты (слово «фотограф» в полиции не любят), вооруженные мощными цифровыми камерами, скорее всего, даже не представляют себе подробностей тех процедур: изготовление растворов, проявка, сушка, печать фотографий...

Но и это еще цветочки по сравнению с тем, что было на заре фотодокументалистики. Говорят, великий Булла, выезжая на съемки, вез с собой целую подводу с разнообразным реквизитом. Вряд ли у его коллег из полиции техника была более совершенной.

История полицейской фотографии в России началась в 1864 году. Именно тогда в столичном Тюремном замке (едва ли не впервые в Европе!) появилась специальная комната, где начали фотографировать преступников. Сначала этим занимались приглашенные фотографы, потом стало ясно, что здесь требуется знание определенной специфики. Так возникло специальное подразделение для подготовки полицейских фотографов. Вот они, на старом снимке - стоят, построившись в шеренгу, и рядом - мощный «ящик» на треноге.

В 1866-м появилась сыскная полиция, которая сделала фотографию своим «рабочим инструментом». Особенно способствовал этому начальник полицейского Резерва (учебное подразделение для подготовки стражей порядка) Владислав Францевич Галле. Он же стал и основателем музея столичной полиции. В нем было собрано более 4,5 тысячи предметов - оружие (как служебное, так и изъятое у нарушителей закона), фальшивые документы и купюры, полицейские мундиры различных эпох и около 600 фотографий.

В 1917 году музей (помимо прочего широко использовавшийся и в учебных целях) был разгромлен «революционными массами». Разграблены и сожжены были также здания Окружного суда, архив городской полиции и все 45 территориальных полицейских подразделений. Из всего содержавшегося там гигантского массива документов сохранилась лишь малая толика. Архивисты собирали выброшенные в мусор документы, отчищали их от грязи, высушивали, спасали от грибка. Впоследствии часть из них, имеющая общефедеральное значение, была отправлена в Москву, остальные хранятся в Петербурге - в Центральном государственном историческом архиве и Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов.

Сотрудники последнего недавно сделали небольшое открытие - они нашли несколько тетрадей дореволюционных полицейских фотографий, специально подобранных для музея. Судя по подписи на одной из них, автором ее был Иван Иванович Роголев. Как выяснилось, это фотограф сыскной полиции, очень сильно способствовавший развитию ее фотографического подразделения.

Оборудовано оно было самой передовой на тот момент техникой. Его сотрудники не только занимались «студийной» съемкой задержанных преступников, но и переснимали различные документы, а также выезжали на места всех более-менее значимых преступлений. Снимали и разрушения после взрыва на даче Столыпина на Аптекарском острове, и труп эсера Кудрявцева, убившего градоначальника Владимира Лауница.

Полицейская хроника - срез социальных процессов в обществе. Здесь не только кровавые следы тогдашней бурной политической жизни, но и банальная бытовуха. Задержанный в ресторане студент, представлявшийся князем. Полковник, убивший всю свою семью и сам покончивший самоубийством. Вот две подельницы, бабушка и внучка, воровавшие шубы в театре «Буфф» (старушку, кстати, пожалели и отпустили). Вот три девочки-проститутки, младшей из которых 9 лет. А вот групповая фотография представительниц этой «прекрасной» профессии. Что называется, на долгую память...

Самые яркие события криминальной жизни города отражались в «Санкт-Петербургском листке». Разумеется, с рисунками, сделанными с фотографий Роголева. А вскоре с этими раритетами сможем ознакомиться и все мы. Как заверила директор Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Оксана Морозан, найденные тетради с полицейскими фотографиями сейчас сканируются и скоро будут выложены на интернет-портале «Архивы Санкт-Петербурга».

#история #фотография #полиция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 215 (6324) от 19.11.2018 под заголовком «Фотограф с полицейским уклоном».


Комментарии