В Петербурге откроется выставка, посвященная знаменитой фотодинастии

В Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов готовится к открытию выставка, посвященная знаменитой династии фотографов: Карл Булла - отец, Александр и Виктор - сыновья. Казалось бы, тема избитая: сколько уже про них сказано, а их снимки, изображающие столицу времен Серебряного века, известны и растиражированы. Однако, как считает главный хранитель архива Татьяна РЫХЛЯКОВА, на самом деле наследие династии до сих пор полно загадок, а биографии ее представителей до недавнего времени были вообще белым пятном.

В Петербурге откроется выставка, посвященная знаменитой фотодинастии | Так выглядит стеклянный негатив одной из фотографий Виктора Буллы, запечатлевших Льва Толстого в Ясной Поляне. Это огромная пластина размером 50 на 60 сантиметров. Фото предоставлено ЦГАКФФД СПб

Так выглядит стеклянный негатив одной из фотографий Виктора Буллы, запечатлевших Льва Толстого в Ясной Поляне. Это огромная пластина размером 50 на 60 сантиметров. Фото предоставлено ЦГАКФФД СПб

- Татьяна Николаевна, фотографии Карла Буллы, изображающие Петербург начала ХХ века, стали уже, наверное, одним из брендов города. А имя его известно каждому, кто мало-мальски занимается петербургской темой...

- Карл Булла действительно был в ряду лучших фотографов столицы. Но одним из многих. Например, «церемониальные» снимки, запечатлевшие царя и его приближенных, делали все «аккредитованные» при императорском дворе столичные фотографы, но в истории остались главным образом те, что делал Булла.

Ему, можно сказать, повезло: его имя вошло в историю благодаря тому, что его коллекция на стеклянных негативах и пленках (более ста тысяч единиц хранения) в конце 1920-х годов попала в фонды нашего архива. Булла вообще хранил все негативы фотографий, сделанных им за долгие годы. Сегодня это самая большая коллекция петербургской фотографии конца XIX - начала ХХ века.

Можно сказать, что коллекция Буллы ждала своего часа до времен перестройки, когда оказалась созвучна ностальгическому желанию общества увидеть тот старый Петербург, который после революции ушел в небытие. Фотографии Буллы оказались модными, а широкой публике стали доступны благодаря издательскому буму 1990-х годов. Однако складывалась парадоксальная ситуация: мы, архивисты, достаточно много знали о творчестве Карла Буллы и его сыновей - Александра и Виктора, но все они оставались как будто бы людьми без биографий.

- Более того, многие вообще не представляют, что под «брендом» Буллы творили три фотографа - отец и два сына!

- Мое исследование коллекции фотодокументов, сделанных представителями знаменитой фамилии, было направлено в том числе и на то, чтобы разделить работы сыновей и отца. Сделать это было очень непросто, поскольку все трое до революции работали под общей вывеской «К. К. Булла», а затем - под общим брендом «Бр. Булла».

Почти десять лет я занимаюсь исследованием жизни и творчества династии, изучала материалы в архивах нашего города, в том числе в архиве ФСБ. И выяснились удивительные подробности, которых мы прежде не знали. Впрочем, вопросов, ответов на которые нет ни в одном документе, все равно осталось очень много.

Известно, что одиннадцатилетний сын купца Карл Освальд Булла приехал в Петербург из Пруссии. Но почему он был отправлен в Россию и кто его привез, пока установить не удалось. Также неизвестно: родители или кто-то иной зародили в нем страсть к фотоделу. Загадкой остается и то, как молодой человек смог так развернуться. Ему всего двадцать лет, а он уже открыл две мастерские...

У Карла Буллы было девять детей, семь из них умерли в младенчестве. Осталось двое сыновей, которые и стали продолжателями дела отца. В 1918 году Булла-старший уехал на остров Сааремаа, где и жил до конца своих дней (он успел еще немало поработать в Эстонии и умер в 1929 году), а сыновья остались в Петрограде.

После революции фотомастерская была национализирована и перешла в ведение Петросовета (затем Ленсовета), хотя находилась она по-прежнему в жилых квартирах братьев Булла. На штампе, который тогда ставился на фотографиях, по кругу значилось: «Фотография технического отдела Петросовета». А внутри него - «Братья Булла».

- Известно, что судьба братьев сложилась трагично...

- Да, Александр в 1929 году оказался в лагере на Соловках, в 1934-м освободился, поселился в Москве у дочери. Занимался ли он фотоделом после заключения - неизвестно. Умер он 13 марта 1943 года в Москве.

Виктор был репрессирован в 1938 году. Причем причиной послужил как раз тот факт, за который прежде его превозносили: он снимал строившиеся и реконструируемые заводы - гордость индустриализации. Естественно, обвинили в «шпионаже»...

Известно, что сын Виктора Юрий тоже продолжал семейную фототрадицию. Однако нет ни одного снимка, про который можно было бы точно сказать, что его сделал Юрий Булла. Известно, что какие-то его работы печатались в 1930-х годах в «Ленинских искрах». Юрий в 1941 году был призван в армию и уже в декабре погиб на Ленинградском фронте.

- Мы привыкли к произведениям современных фотографов: они применяют всевозможные спецэффекты, которые позволяют запечатлеть «фотоглазом» то, что практически невозможно увидеть в обычной жизни. С этой точки зрения постановочные кадры, снятые фотодинастией, порой кажутся сухими, скучными и статичными...

- В чем-то готова согласиться, но надо все-таки понимать, что у каждого из представителей знаменитой фотодинастии был свой неповторимый стиль, собственный почерк.

Отец, Карл Булла, несомненно, был блестящим документалистом. Он стремился запечатлеть событие таким, каким оно было. Глядя на многие его фотографии, зритель ощущает эффект собственного присутствия. Выверена практически каждая деталь, поэтому его снимки уже давно стали бесценным наглядным пособием для историков, краеведов, архитекторов, реставраторов.

Александр был мастером портрета. И даже его жанровые фотографии проникнуты психологизмом: в каждом из лиц, изображенных на портрете, даже если их несколько, можно безошибочно прочитать характер...

Стезя Виктора - то, что мы бы сегодня назвали репортажем. Современники вспоминали, что он был постоянно в движении, но при этом его снимки ни в коем случае не сделаны наспех. Даже если речь идет о фотографиях, выполненных в экстремальной ситуации, например, на театре Русско-японской войны: обратите внимание, как точно и аккуратно проработан задний план. Все это результат и личного таланта, и великолепной школы, полученной от отца...

Кстати, именно Виктор Булла сделал знаменитую фотографию, запечатлевшую расстрел демонстрации 3 июля 1917 года на углу Невского и Садовой. Публиковать ее в России Временное правительство запретило. Впервые ее напечатали в одном из французских журналов.

Не менее уникальный комплекс фотографий - те, что Виктор Булла сделал у Льва Толстого в Ясной Поляне в 1908 году, когда писатель отмечал свое восьмидесятилетие. Снимать Льва Николаевича было неимоверно трудно: он все время так и норовил убежать от объектива камеры.

Впрочем, одна фотография все-таки особенно удалась: та, на которой на ступеньках дачи в Ясной Поляне запечатлены рядом Карл Булла и Лев Толстой. Вообще Карл Булла тщеславием не отличался и никогда не фотографировался вместе с «объектами» своих съемок. Но в этом случае он, наверное, просто не сумел отказать себе в удовольствии...



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook


Комментарии