Форт, взорванный дважды

Всего в двадцати километрах от Зеленогорска, бывших Терийок, на северном берегу Финского залива когда-то располагался один из самых мощных фортов Кронштадта - «Ино». Сегодня туда можно добраться от Зеленогорска на автобусе № 213 (ехать до конечной остановки - «21-й километр»). Правда, руины форта уже с трудом можно отыскать из-за бурной растительности. Именно руины: форт был взорван первый раз в 1918 году, затем в 1921-м...

Форт, взорванный дважды | Открытая 12-дюймовая артиллерийская установка форта «Ино», изготовленная на Петроградском металлическом заводе. Дальность стрельбы - 18 км. Фото 1915 г. Из коллекции автора

Открытая 12-дюймовая артиллерийская установка форта «Ино», изготовленная на Петроградском металлическом заводе. Дальность стрельбы - 18 км. Фото 1915 г. Из коллекции автора

Начало его строительства относится к 1909 году, а в 1915-м были проведены первые учебные стрельбы. Форт имел новейшую артиллерию, в том числе восемь 305-миллиметровых орудий Обуховского завода. Главной его задачей было вместе с фортом «Красная Горка», что на южном берегу Финского залива, противодействовать флоту противника, который попытался бы атаковать столицу империи. Впечатляющим был и сухопутный обвод - круговая линия укреплений.

Гарнизон форта в 1915 году насчитывал более трех тысяч человек, но к концу 1917-го значительно сократился, в том числе и потому, что часть личного состава была направлена на фронт.

Форт был возведен на территории Великого княжества Финляндского, и, конечно, тогда никто не предполагал, что оно перестанет быть частью Российской империи. Но, как известно, это случилось в декабре 1917 года, а вскоре разгорелась короткая и очень жестокая гражданская война, завершившаяся победой белых.

В апреле 1918 года наступавшие белые финны расположились в непосредственной близости от «Ино». Их было около двух тысяч человек, они имели в своем распоряжении полевую артиллерию и направили к форту парламентеров, потребовавших его сдачи. Но получили отказ.

Опасаясь за судьбу крупнокалиберной артиллерии форта, комендант кронштадтской крепости Константин Михайлович Артамонов приказал снять замки 305-миллиметровых и 254-миллиметровых орудий и отправить их в Кронштадт. При этом вся защита от возможного нападения с моря ложилась на форт «Красная Горка», но он и один мог оказать достойное сопротивление.

Можно ли было в случае атаки финских частей отстоять форт «Ино»? Думается, только при поддержке артиллерии кораблей Балтийского флота, но их участие в боевых действиях в тот момент было под большим вопросом. Хотя из Кронштадта по указанию Артамонова на «Ино» были направлены почти 1000 бойцов и 125 пулеметчиков, надежны были только четыреста латышских стрелков, остальные могли бросить оружие при первых выстрелах.

Правда, финны, скорее всего, и не собирались атаковать форт. Они надеялись, что его судьба уже решена в их пользу на переговорах в Брест-Литовске. На них Германия настаивала на безоговорочной передаче Финляндии всех военных сооружений, и парламентеры все чаще и чаще требовали сдачи форта.

В этой ситуации Артамонов проявил волю: он заминировал форт, для чего ему потребовалось 300 кг пироксилина. Затем организовал эвакуацию большей части личного состава и материальной части, и в 23 часа 30 минут 14 мая в форту «Ино» прогремели мощные взрывы, уничтожившие большую часть его сооружений и артиллерийских установок. Некоторые историки обвиняли за это Артамонова чуть ли не в предательстве и измене, считая его даже английским агентом.

Но вот выдержка из рапорта (оригинал хранится в РГАВМФ), написанного Артамоновым 15 мая 1918 года: «Из общего политического положения для меня было ясно, что в случае ультиматума Германского Правительства о передаче форта со всем вооружением таковой ультиматум будет выполнен, а, следовательно, мне пришлось бы взорвать форт вопреки приказанию свыше, так как передать его без взрыва я не считал возможным. Поэтому я решил произвести взрыв, не дожидаясь приказания о его сдаче, дабы разрешить, таким образом, вопрос о форте «Ино» и избавить Комиссариат по Иностранным делам от необходимости еще раз согласиться на исполнение Германских требований.

Я считал, что взрывая форт по своей инициативе, я беру на себя очень серьезную ответственность, но зато абсолютно лишаю Германцев возможности тем или иным способом завладеть орудиями форта.

Я полагал, что бесконечные уступки, делаемые Германскому Правительству, приучивают его к мысли, что в России не осталось людей способных причинить ему реальные неприятности, а потому считал своим долгом как русского гражданина использовать случай доказать противное».

То есть фактически Артамонов, взрывая форт, действовал исключительно из патриотических соображений: не отдал укрепления врагу. И назначенная для расследования комиссия признала его действия правильными.

О самом Артамонове известно немного. В 1912 году он окончил Михайловское артиллерийское училище, участвовал в Первой мировой. В Кронштадт прибыл в июле 1917 года по распоряжению Керенского и тут же был выбран комендантом. В 1919-м арестован по подозрению в связях с участниками мятежа на форту «Красная Горка». Отпущен при содействии Троцкого. После Гражданской войны не раз менял должности в различных наркоматах, в 1937-м был расстрелян...

Что же касается форта, то его взорванные руины достались белым финнам. После тартуских переговоров 1920 года они обязались окончательно уничтожить все сооружения «Ино», но сделали это частично, что подтверждается аэрофотосъемкой 1929 года. Некоторые орудийные установки там оставались, и к началу «зимней» войны форт сохранял оборонительное значение, но лишь для отражения атаки с моря. На сухопутном обводе артиллерии не было.

После Великой Отечественной войны его территория была режимной. В этом районе располагались воинские части, погранзастава, а также секретный испытательный полигон. В ведении военных форт находился до конца минувшего века, сегодня доступ туда свободный.

Друзья, мы в сентябре открыли свой интернет-магазин. Теперь можно купить с доставкой по всему миру новые книги нашего издательского дома. А их уже много: первый и второй тома сборников «Наследие. Избранное», сборник очерков «150 дней в Петербурге» от Ильи Стогова. 

И, конечно, «История "Санкт-Петербургских ведомостей" от Петра до Путина», написанная нашим главным редактором Дмитрием Шерихом. Ещё мы продаём подарочные сертификаты на подписку и флешку с записями интересных лекций нашего проекта «Лекторий». Заходите в наш магазин!

#форт #Кронштадт #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 205 (6314) от 02.11.2018 под заголовком «Форт, взорванный дважды».


Комментарии