Фольклорный персонаж

«Петровский миф в Европе» – так было озаглавлено одно из выступлений на прошедшем недавно конгрессе петровских городов. Речь шла об удивительном явлении – заграничных мифах, связанных с русским царем-реформатором. Они касаются тех мест, где он побывал или, наоборот, не побывал, а также событий, зачастую курьезных, происходивших с Петром. Как отмечает историк Дмитрий ГУЗЕВИЧ, сотрудник Центра изучения российского, кавказского и центральноевропейского пространства Школы высших социальных исследований (Париж), трудно поверить, но популярность Петра Великого за пределами России сопоставима разве что с известностью Наполеона. Русского царя-плотника в Европе знают гораздо больше, нежели даже Карла XII, Фридриха II и Людовика XIV.

Фольклорный персонаж | Памятник Петру в брюссельском городском парке – отзвук исторического анекдота, связанного с «приключениями» царя. Справа в глубине – скульптура Марии Магдалины, ставшая немой свидетельницей экстравагантного поведения русского государя.ФОТО Ирины ГУЗЕВИЧ

Памятник Петру в брюссельском городском парке – отзвук исторического анекдота, связанного с «приключениями» царя. Справа в глубине – скульптура Марии Магдалины, ставшая немой свидетельницей экстравагантного поведения русского государя.ФОТО Ирины ГУЗЕВИЧ

– Дмитрий Юрьевич, в чем же причина такой популярности российского императора?

– Возможно, в том, что фигура Петра стала знаковой для европейской цивилизации. Иными словами, он совершил нечто, ярко запечатлевшееся не только в российской, но и в европейской исторической памяти... Конечно, Петр сильно изменил Россию. Но по большому счету какое до этого дело в Бельгии, Голландии, Австрии, Дании и тем более в почти самодостаточных Англии и Франции?.. На мой взгляд, для европейцев его образ выступает олицетворением задуманного и осуществленного им расширения цивилизационного пространства.

Безусловно, свою роль играет то, что русский царь много путешествовал по Европе – достаточно вспомнить два его путешествия – в 1697 – 1698 годах и в 1716 – 1717 годах. А между ними было еще множество мелких! Кроме того, европейцам, конечно же, запомнилась экстравагантность поведения Петра...

Впрочем, как минимум еще шесть российских монархов – Павел I, три Александра и два Николая – ездили по другим странам. Кто – будучи наследником, кто – в качестве императора, а кто и в обеих ипостасях. Кое-где зафиксированы памятные места, как, например, в домике Петра в Заандаме: в 1814 году его посетил император Александр I и возложил на камин мраморную доску с надписью Petro Mayno. Alexander. Где-то возникли топонимические памятники, яркий пример – мост Александра III в Париже. Однако говорить о «европейском мифе» любого из этих персонажей не приходится.


– Интересно, а сколько всего за пределами современной России мест, связанных с Петром I и его окружением?

– В ходе подготовки Свода европейских памятников и памятных мест мы выявили более шестисот таких точек и объектов. Подавляющее большинство связано с реальными событиями, правда, и тут бывают неясности и неточности, зачастую граничащие с мифом.

К примеру, утверждают, что Петр проживал в Лондоне на Бэкингем-стрит, где он в действительности никогда не бывал. А жил он на Норфолк-стрит на берегу Темзы. Сейчас эта улица представляет собой узкий внутренний двор огромного квартала. Ее еще можно найти на карте Лондона 1944 года, а затем она исчезает: возможно, значительная часть зданий была разрушена в ходе бомбежек в годы Второй мировой войны.


– Существуют ли петровские места, где бытует «чистый» миф, не имеющий никаких прямых связей с истинными событиями?

– Конечно. В первую очередь речь идет о местах, которые Петр вообще никогда не посещал, но где сохранились легенды о его пребывании. Это свидетельствует о Петре уже не как об историческом персонаже, а как о собирательном образе. То, что царь является героем фольклора за пределами своей страны, – явление если не уникальное, то чрезвычайно редкое.

Например, по преданию, в 1698 году Петр останавливался в гостинице «Грейс Нил» в прибрежном портовом городке Донагади в Северной Ирландии. Местный историк Полок в своей книге, выдержавшей три издания, утверждал, что царь остановился тут проездом, когда направлялся из Шотландии учиться кораблестроению в Уорренпойнт. И что потом номер в гостинице, где он жил, был известен как «комната императора» – Emperor,s room. Однако Петр никогда не посещал ни Шотландию, ни Ирландию, а Уорренпойнт был основан лишь в 1780-х годах...

Происхождение легенды непонятно. Возможно, она восходит к рассказам одного из знаменитых постояльцев гостиницы – писателя Даниэля Дефо. Он видел Петра в Лондоне в 1698 году и позднее написал о нем книгу – «Беспристрастная история жизни и деятельности Петра Алексеевича, нынешнего царя Московского».

Еще один любопытный петровский миф связан с бельгийским городом Баасроде – ныне это часть города Дендермонде в Восточной Фландрии. Местная легенда гласит, что Петр во время Великого посольства обучался корабельному мастерству не только в Саардаме, но и в Баасроде. Но русский царь никогда не посещал Баасроде ни в первое, ни во второе путешествие в Европу.


– Откуда же все-таки легенда?

– По всей видимости, она связана с тем, что в Баасроде с 1685 года существовала верфь Верниммена, который поддерживал торговые отношения с Саардамом. Эту легенду в 1937 году увековечил фламандский писатель Абрахам Ханс в двух своих детских книжках – «Таинственный корабел в Баасроде» и «Фламандцы в России». Более того, легенда так прочно вошла в сознание местных жителей, что в историческом шествии 22 мая 1927 года в честь бургомистра Баасроде изображались императорский двор Петра Великого, император и императрица со своими свитами. В самом же Баасроде туристам показывали дом, в котором якобы во время обучения жил Петр I...

С ирландской и бельгийской легендами перекликается чешская, хотя она все-таки ближе к реалиям и не связана с конкретным местом. То, что Петр бывал в Праге, известно точно. В его походном журнале за 1698 год указано, что он со спутниками проехал «сквозь город», затем остановился за ним и перекусил в корчме. По всей видимости, жителям города и их потомкам сей факт показался обидным: как это мог русский царь не остановиться в красавице Злате Праге? Родилась легенда, что Петр целую неделю жил в чешской столице.

Легенду явно подпитывал тот факт, что Петр дважды, в 1711 и 1712 годах, лечился в Карлсбаде (нынешних Карловых Варах). А в Чешском национальном музее в Праге хранится круглая табакерка из слоновой кости, которую Петр выточил во время лечения на этом знаменитом чешском курорте...

Кстати, с Карловыми Варами связан еще один примечательный петровский миф – зарождавшийся, но так и не оформившийся. А впоследствии и вовсе забытый. Так, внутри одного из домов под стекло была заключена часть стены с указанием, что эти кирпичи клал Петр I. Историки выяснили, что во время своего пребывания в Карлсбаде в 1711 году царь действительно участвовал в строительстве дома – только не этого, а того, что стоял напротив. В результате миф не прижился, и на месте стеклянной «витрины» в 2011 году появилась фреска, уже не связанная с Петром.


– Есть ли случаи, когда удавалось выдать желаемое за действительное, иными словами, миф – за реальное событие?

– В декабре 1998 года Герольдмейстерский и Королевский отель в городке Годалминг на юге Британии украсила мемориальная доска, увековечившая пребывание там Петра по пути в Портсмут в марте-апреле 1698 года. На торжестве присутствовал даже российский посол в Великобритании.

Основанием же установки памятной доски стала легенда, что царь со свитой, всего тринадцать человек, остановившись в этом отеле, поглотили несусветное количество еды. О чем сохранился счет трактирщика, представленный хозяином гостиницы английскому правительству. Согласно ему, на завтрак были поданы (и съедены!) половина барана, четверть ягненка, десять кур, двенадцать цыплят, три кварты бренди, шесть кварт глинтвейна, семь дюжин яиц. А уж сколько салата было поглощено – и не подсчитать... На обед были заказаны пять ребер говядины, баран, три четверти ягненка, восемь куриц и восемь кроликов. И это еще не все...

Однако на самом деле Петр на обратном пути из Портсмута не проезжал Годалминг. Поэтому установленную доску историки расценили как посвященную фантомному событию. В действительности сохранился не счет трактирщика, а частное письмо стороннего лица. Что же до размеров трапезы, то гипербола – вполне распространенный литературный прием, в том числе и в эпистолярном жанре.


– Но это все достаточно давние легенды, записанные еще в XVIII и XIX веках. Существуют ли петровские мифы, родившиеся в относительно близкие нам времена?

– Действительно, европейский петровский миф, зародившийся еще при жизни царя, не только дожил до нашего времени, но и продолжает развиваться. В ходе наших исследований мы зафиксировали трансформацию брюссельского мифа о Петре.

Он опирается на действительный факт пребывания Петра в Брюсселе и его проживания в городском парке в апреле 1717 года в «Доме императора». Именно во время того пребывания Петра широкую известность получило его экстравагантное поведение.

По одной из версий, в самый разгар веселья и обильных возлияний кто-то из царской свиты прыгнул на островок в фонтане. За ним последовал Петр и – угодил в воду. А затем, как изящно выражались в те времена, «облагородил» ее.

Но либо анекдот не совсем точен, ибо бассейн фонтана размером четыре квадратных метра слишком мал, чтобы там был еще какой-то островок, либо царь угодил в воду в одном из больших бассейнов парка. По другой более скромной версии, царь «облагородил» воду тем, что, сидя на краю фонтана, пил вино. По третьей, самой политкорректной, царь опустил в воду фонтана бутылку вина, дабы ее охладить.

Тем не менее брюссельский магистрат, не слишком вдаваясь в детали, решил увековечить это курьезное событие. И по бордюру фонтана была выбита надпись на латыни, в переводе на русский язык гласящая: «16 апреля 1717 года Петр Алексеевич, царь и великий Московский государь, сидя на краю этого фонтана, облагородил его воду, совершив возлияние вином, в третьем часу пополудни». Фонтан сейчас не действует, его чаша почти доверху засыпана землей, но надпись по бордюру сохранилась.

Самое любопытное, что этот миф получил продолжение. Он гласит, что во время того же визита в Брюссель царь Петр был приглашен на званый ужин к королю. Петра долго ждали, но так и не дождались. Когда же на следующее утро слуги отправились искать пропавшего русского государя, то нашли его спящим в городском парке на дне оврага в объятиях местной красавицы... Согласно той же легенде, в память этой истории в городском парке воздвигли целый скульптурный ансамбль: бронзовый бюст Петра I и мраморную скульптуру лежащей женщины с книгой. И все это недалеко от того фонтана, связанного с Петром.

А теперь о том, что есть на самом деле. Бюст Петра был подарен Брюсселю князем Анатолием Демидовым в 1856 году. А скульптура женщины – это «Кающаяся Мария Магдалина» XVII века, и Петр даже вполне мог ее видеть. Причем статуя расположена в гроте совсем неподалеку от установленного гораздо позднее памятника Петру.

Кстати, рассказа о пропавшем царе и его случайной любовнице нет в исторической, туристической и краеведческой литературе, посвященной Брюсселю. А в устных рассказах гидов он присутствует. Именно благодаря российским туристам легенда и стала широко известна.


– Насколько я понимаю, миф нередко служит своего рода «охранной грамотой». Едва ли у кого поднимется рука, к примеру, снести дом, где бывал Петр Великий, даже если это и легенда...

– У каждого правила есть исключения. Есть легенда, что в ноябре 1716 года Петр, находясь в германском городке Хафельберге на переговорах с прусским королем Фридрихом Вильгельмом I, в свободное время «развлекался» на местной верфи, где будто бы вырезал носовую фигурку в виде русалки – для той самой яхты, на которой якобы позднее перевезли в Петербург Янтарную комнату. Когда яхта отслужила свой век, русалку перенесли на фронтон здания недалеко от верфи.

Эту легенду слышал после войны советский комендант города. Покидая в 1948 году свой пост, он увез русалку с собой в СССР как трофей. Больше ее никто никогда не видел. Но легенда была так дорога жителям города, что по старым рисункам фигурка была восстановлена. Ныне она хранится в местном музее.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 107 {5480} от 17.06.2015.


Комментарии