Фокус с кресалом. Воспоминая ветерана войны
Сегодня, вероятно, не все с ходу ответят на вопрос, что такое «кресало». А между тем во время Великой Отечественной войны на фронте это слово буквально висело в воздухе. Почему?
Юрий Попов, Дрезден. Май 1945 г. ФОТО из семейного архива
В ряды Красной армии я был призван в первых числах марта 1943 года, не успев закончить учебу в десятом классе. Родина остро нуждалась в защитниках, и я вместе со своими друзьями-одноклассниками: Александром Вахниным, Аркадием Палецких и Ильей Немчиновым, пройдя соответствующую подготовку, оказался в действующей армии. На фронт прибыл в июне, когда на Курской дуге заканчивалась подготовка к грандиозному танковому сражению.
Оказался я в 362-м истребительно-противотанковом артиллерийском полку 1-й танковой армии в качестве шофера грузовика «ЗИС-5». С этим полком и дошел до Берлина. На прицепе возил противотанковую пушку, а в кузове, на двадцати ящиках со снарядами, располагался артиллерийский расчет. Так выглядела моя машина при переброске полка с одного участка фронта на другой. 4 июля 1943 года мне исполнилось 18 лет, а на следующий день началась всемирно известная битва под Курском - Курская дуга.
Итак, я в действующей армии. Хожу, присматриваюсь и неожиданно оказываюсь рядом с небольшой компанией _ человека три-четыре. Слышу голос: «Саня, достань-ка кресало, я козью ножку на всю компанию закрутил, надо прикурить».
Гляжу, Саня вынул из кармана брюк небольшой мешочек и передал его просителю. Тот извлек из мешочка железную пластину, по форме напоминавшую половину бублика, но габаритами поменьше, камень под названием «кремень» и какую-то «ватку» коричневого цвета. Позднее я узнал, что это был трут, сделанный из древесного гриба.
Процесс получения «огонька» оказался простым и древним. Солдат взял кусочек «ватки», приладил ее к камню и стал кресалом выбивать искры. Некоторые искры оседали на «ватке», и она начинала тлеть. Заметив тление, солдат, оставив кресало, стал дуть на нее. Когда пятно тления достигло размеров 4-5 миллиметров, солдат взял самокрутку и без проблем прикурил ее от тлеющей «ватки».
Для меня, лишь недавно расставшегося со школьной партой, это было чем-то вроде фокуса. «Ба! - воскликнул я. - Так ведь это же «каменный век»! Как потом оказалось, интенданты забыли включить в продовольственный и вещевой аттестаты спички, хотя махорка там присутствовала...
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 212 (6565) от 12.11.2019 под заголовком «Кресало».
Комментарии