Прогулки по городу: «флигеля» на улицах Подковырова и Подрезова
Эти два дома (улица Подковырова, 43б и Подрезова улица, 26б), выходящие на параллельные улицы и составляющие единое целое, были построены архитектором Дмитрием Андреевичем Крыжановским в 1911 - 1912 годах для подполковника Генерального штаба Николая Александровича Бороздина.
Фото Александра Дроздова
Их серые стены заставляют вспомнить сукно, из которого шьют шинели.
В прошении на строительство, поданном в Городскую управу, эти дома были названы «флигелями», хотя оба здания строились не в глубине двора, а выходили на красную линию. В отличие от многих других построек того времени они не были стянуты воедино дворовыми корпусами. Вероятно, архитектор и домовладелец сочли подобную постановку зданий на этом участке наиболее выгодной.
Дома имеют общий двор, проездная арка в который была прорезана лишь с Подрезовой улицы. Тем самым экономились ценные квадратные метры, которые обязательно пришлось бы использовать под второй проезд во двор, если бы флигеля принадлежали разным владельцам. Не исключено, что со временем Бороздин решился бы выстроить и поперечные корпуса, обстроив участок по периметру - примеры подобного уплотнения в петербургском дореволюционном строительстве известны.
Прежде чем приступить к строительству, предстояло снести существовавшие на участке здания, оставшиеся от прежнего владельца Карла Богдановича Венига, профессора исторической и портретной живописи Академии художеств. Художник скончался в январе 1908 года, вскоре наследники продали деревянный одноэтажный дом с мастерской.
Постройка двух каменных четырехэтажных флигелей с мансардами была разрешена в сентябре 1911 года, а в декабре 1912-го здания были уже оштукатурены. Квартиры были со всеми удобствами, с услугами дворников и швейцара, но «с одним ходом» - без черной лестницы, а этажность позволяла обойтись и без дорогостоящих лифтов.
Дома близки по художественному решению, но не копируют друг друга. Фасад корпуса, выходящего на Подрезову улицу, оформлен по принципу симметрии. В центре над карнизом - бельведер-ротонда с циркульной колоннадой - ну прямо Храм дружбы в Павловске, только в миниатюре; по углам здания - фронтоны-близнецы. Корпус со стороны нынешней улицы Подковырова (тогда Покровской) асимметричен, ближе к модерну.
В 1912 году во дворе между флигелями Крыжановский построил одноэтажную прачечную из полых бетонных кирпичей. Она сохранилась, и сейчас мы можем видеть обнаженный и местами расколотый бетонит столетней давности...
Офицер-домовладелец, по его собственным словам, приведенным в прошении городским властям о «впуске жильцов», горел «желанием во что бы то ни стало заселить весь дом, чтобы его хорошо просушить к будущему сезону». Под новый, 1913-й, год дом, как полагалось, был принят санитарной комиссией, началось заселение. Пятикомнатную квартиру во втором этаже окнами в палисадник занимал сам Бороздин, в других селились люди разных сословий и занятий - военные и инженеры, мещане и крестьяне, артисты и конторщики, студенты и преподаватели.
Одним из жильцов стал художник Василий Фаддеевич Лямин, преподаватель Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица. Он и его жена Анна Георгиевна состояли членами основанного по инициативе выпускников и преподавателей училища Штиглица Русского художественно-промышленного общества, которое проводило еженедельные рисовальные вечера и устраивало конкурсы прикладного искусства.
Еще одним обитателем дома Бороздина оказался Александр Александрович Морозов, в будущем - выдающийся энергетик, профессор. В 1913 году он окончил электромеханическое отделение Политехнического института, выполнив под руководством Б. А. Бахметьева (в дальнейшем - основателя школы гидравликов в Колумбийском университете в США) дипломный проект «Невская ГЭС у Кривого колена». Выпускник был оставлен в альма-матер в качестве стипендиата для педагогической деятельности. Одновременно с преподаванием в вузе А. А. Морозов вел большую инженерную работу, заведовал изысканиями для Рионской ГЭС в Закавказье и Константиновской ГЭС в Донбассе.
Что же касается Бороздина, владельца дома, то он уже в звании полковника, полученном в 1913 году, прожил в своем доме вплоть до 1917 года. Затем его следы теряются. Известно, что он участвовал в Русско-японской и Первой мировой войнах, с 1915 года состоял при Павловском военном училище «для преподавания военных наук», был награжден орденами Св. Анны, Св. Владимира, Св. Станислава разных степеней. Сохранился его портрет, представленный в электронной базе «Офицеры Русской императорской армии»: бравый широколицый офицер с по-буденновски закрученными усами...
Со стороны улицы Подковырова перед домой расположен небольшой, но очень уютный палисадник, обнесенный изящной металлической оградой. Фото Александра Дроздова
Материал был опубликован в газете под № 082 (6191) от 11.05.2018 под заголовком «Флигеля подполковника Генштаба».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 082 (6191) от 11.05.2018.
Комментарии