Ферапонт-голова. Александр Васильев — творец простого и строгого «ленинградского стиля»

Пискаревский мемориал и станция метро «Нарвская», ансамбль Свердловской набережной и первый в Ленинграде панельный дом… Без всех этих архитектурных объектов, автором которых был Александр Васильев, сегодня представить наш город практически невозможно.

Ферапонт-голова. Александр Васильев — творец простого и строгого «ленинградского стиля» | Последней работой Васильева стало жилое здание на проспекте Непокоренных, 74, построенное в 1976 году. Дом, поднятый на террасу, разновысотный и плавно изогнутый, не имеет аналогов в городе./ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Последней работой Васильева стало жилое здание на проспекте Непокоренных, 74, построенное в 1976 году. Дом, поднятый на террасу, разновысотный и плавно изогнутый, не имеет аналогов в городе./ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Он родился 24 августа 1913 года в селе Покровское Тамбовской губернии. В 1938 году окончил Академию художеств, затем возглавил Трест художественно-промышленных предприятий Ленинграда. Когда началась война, на фронт его не взяли (после перенесенного туберкулеза он был признан непригодным к воинской службе). Но он старался приносить пользу тем, чем мог.

васильев автопортрет.jpg
Автопортрет Александра Васильева. 1950‑е гг./ФОТО из коллекции ЦГАКФФД СПб


В годы войны Васильев, оставшийся в блокадном Ленинграде, стал известен своими яркими плакатами («Потеряв 30 рабочих минут, ты недодал фронту один снаряд», «Кровь за кровь! Смерть за смерть!»), портретами защитников и жителей блокадного Ленинграда. Сразу после полного освобож­дения города от блокады художник начал создавать серию рисунков, фиксировавших разрушения пригородов и самого Ленинграда. Сегодня эти работы имеют не только художественную, но и историческую ценность.

В 1950‑е годы Васильев спроектировал и построил несколько зданий в Смольнинском районе, которые были весьма достойными произведениями в стиле сталинского ампира. Вот несколько адресов: последний дом на четной стороне Невского проспекта (№ 184), здание с полукруглой ротондой на Новгородской улице, 5, институт «Атомэнергопроект» на Суворовском проспекте, 2.

В 1955 году на улице Полярников, 10, был возведен первый панельный дом, соавтором которого, вместе с инженером Зиновием Каплуновым, стал Васильев.

В ноябре того же года в ряду первых восьми станций Ленинградского метрополитена вступила в строй «Нарвская». Ее проект Васильев создавал вместе с Давидом Гольд­гором и Сергеем Сперанским. За эту работу Васильев был удостоен ордена «Знак почета».

Однако едва ли не главным его архитектурным свершением стал Пискаревский мемориал. Проектные разработки к нему еще в 1945 году были одобрены архитектурным советом Ленгорисполкома. Изначально в центре композиции ­предусматривался обелиск. Полностью облик этого ансамбля Васильев создавал вместе с маститым напарником — членом-корреспондентом Академии архитектуры СССР Евгением Левинсоном.

Свой окончательный вид проект Пискаревского мемориала приобрел к 1948 году, однако строительство началось только спустя восемь лет. Монумент «Мать-Родина» создавался по проекту скульпторов Веры Исаевой и Роберта Таурита. Они, а также Васильев и Левинсон за создание мемориала были в 1960 году удостоены золотых медалей и дипломов первой степени Академии художеств СССР.

В том же году на Петроградской стороне появился единственный панельный дом, созданный по проекту Васильева, — так называемый Дом архитекторов (ул. Даля, 4). Панели имели редкую фактуру с «чешуйками», из‑за чего дом прозвали «рыбьим». Здание построил для себя Союз архитекторов, одним из жильцов стал сам Александр Васильев.

Васильев-Русаков-Костюрин-Ильина ЦГАКФФД СПб Бр25955.jpg
Рабочий процесс в 4‑й мастерской «Ленпроекта». Руководитель мастерской Александр Васильев (крайний слева), архитекторы Михаил Русаков и Георгий Костюрин, главный конструктор Вера Ильина «колдуют» над застройкой района Полюстрова. Фото Максима Блохина, февраль 1968 г./Репродукция. ФОТО автора


С Гольдгором и Сперанским Васильев также спроектировал и построил монументальное здание железнодорожного вокзала в Выборге.

Вообще Васильев, Гольдгор и Сперанский были не только коллегами, но и друзьями. Саша, Доша и Спера — так звали они друг друга. А у Васильева было еще одно прозвище — Ферапонт-голова. Так его звали из‑за серой велюровой шляпы с широкими полями, которая плотно сидела на его крупной голове.

Сын Васильева, Георгий (тоже архитектор), вспоминал курьезный случай. Когда отец только приобрел первый «Москвич», его любимым хобби стали автопоездки, и как‑то под вечер он предложил Доше: «Одному скучно — поедем покатаемся». Забрались на далекую окраину — в самый конец Рыбацкого. «Сашка, давай поворачивай назад, а то жена беспокоится», — сказал Доша. «А я разворачиваться не умею», — сказал отец. Посмеялись, с грехом пополам развернулись и поехали домой…

Любопытно, что каждый из этой авторской троицы впоследствии стал руководителем районной ­мастерской в «Ленпроекте», причем по порядку фамилий в авторстве проектов: Васильев (№ 4), Гольдгор (№ 5) и Сперанский (№ 6).

Мастерская, которой руководил Васильев, занималась проектированием и застройкой Калининского и Красногвардейского районов. И Пискаревский проспект был задуман им как торжественная магистраль, ведущая к мемориалу. Поэтому он представлял собой чередование зеленых массивов с белоснежными пластинами девяти­этажных корпусов и редких высотных зданий в 14 – 16 этажей.

Еще одним интересным творением архитектора стал ансамбль жилых домов на Свердловской набережной, возведенный в 1967 – 1971 годах. Мало кому из петербургских зодчих выпадал такой счастливый (и одновременно сложный) случай — спроектировать в едином ансамб­ле целую набережную.

С этой задачей авторский коллектив в лице Александра Васильева и Александра Козулина справился блестяще. Это единственная двух­уровневая набережная в городе, единственный ансамбль вдоль реки, где есть внутренние дворы-курдонеры. Ансамбль состоит из шести длинных восьмиэтажных «пластин» и двух точечных 12‑этажных зданий. Самое главное, что этот ансамбль не нарушает прихотливос­ти барочных очертаний расположенного напротив Смольного собора, а служит как будто бы огранкой бриллианту.

Все, кто знал Александра Васильева, отмечали его чрезвычайную работоспособность, скромность, спокойствие и умение организовывать свое время. И постоянную тягу к рисованию — везде, всегда, в любую свободную минуту. Когда его, уже известного зодчего, спрашивали, почему он так много рисует, Васильев отвечал: «Это мне помогает в архитектуре».


#архитектор #художник #память

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 29 (7605) от 16.02.2024 под заголовком «Ферапонт-голова ».


Комментарии