Феминистки у Матильды
Экспозиция, которую Музей политической истории России открыл в особняке Матильды Кшесинской к столетию событий октября 1917 года, носит довольно нейтральное название - «Женщины и революция». Казалось бы, все понятно: Надежда Крупская, Александра Коллонтай, Инесса Арманд... Большевички-соратницы, участвующие в борьбе за светлое будущее.
ФОТО предоставлено Музеем политической истории России
По словам куратора выставки Александра Смирнова, так изначально и планировалось. Но когда музейщики углубились в тему, то поняли, что подобный взгляд - более чем поверхностный. Галерея персонажей гораздо шире. Достаточно вспомнить и «бабушку русской революции» Екатерину Брешко-Брешковскую, и командира женского батальона Марию Бочкареву, и графиню Софью Панину - единственную женщину в составе Временного правительства. Но главное - на выставке сделан акцент на том, какую роль в событиях тех лет играла борьба за женское равноправие.
- До сих пор доминирует представление, что именно Октябрьская революция открыла угнетенной женщине дорогу к счастью, - говорит Александр Смирнов. - Ничего подобного! Рецепты решения женского вопроса были даны вовсе не большевиками, а феминистками, которые впоследствии были вычеркнуты из истории. Многим ли сегодня известны имена Анны Шабановой, Поликсены Шишкиной-Явейн, Марии Покровской?.. Именно под давлением феминисток Госдума в 1912 году приняла закон, вводивший зачатки системы социального страхования.
Сторонницы женского равноправия считали, что добиваться его нужно немедленно, не ожидая революции. В первую очередь они требовали права на образование, которое давало бы возможность реализоваться в профессии. И им удалось добиться того, что в царской России появилась целая сеть женских учебных заведений вплоть до Высших бестужевских курсов, которые были фактически равны университету. Среди экспонатов выставки - «Женский календарь» тех времен: в нем печатались объявления, где можно получить образование и реализовать себя.
- Есть миф, что крестьянские девочки не учились. Это не так! Статистика показывает, что накануне 1917 года учились до 40% девочек. Другой миф: Временное правительство ничего не сделало для решения женского вопроса. Нет! Именно при нем женщины получили избирательные права. Россия в этом отношении опередила Францию, Англию, США, - напоминает Смирнов.
Многим тогда казалось, что, после того как падет самодержавие и исчезнет монархия, отношение к женщинам кардинально изменится. Увы! Театральные афиши 1917 года, которые можно увидеть на выставке, ничем не отличаются от тех, что были в предреволюционные годы. Вот лишь некоторые названия спектаклей: «Обнаженная», «Одолжи мне свою жену», «Сладострастие», «Наука любви»...
На выставке подробно рассказывается об участии женских организаций в выборах в Учредительное собрание. Парадоксально, но феминистки потерпели сокрушительное поражение.
Одна из главных героинь выставки - Александра Коллонтай, считавшая, что представительниц слабого пола надлежит освободить от семейного быта, кухни, забот по воспитанию детей. Для этого будут общественные столовые, государственные ясли и детские сады. Все силы должны быть брошены на производство, труд, созидание нового общества... В первое советское десятилетие эта теория служила руководством к действию.
По мысли Коллонтай, любовь должна быть свободной: ее не должны сковывать брачные узы. Однако собственную теорию она не смогла применить на практике: когда ее гражданский муж Павел Дыбенко увлекся другой женщиной, безумно ревновала...
К слову, большевики на заре своей борьбы не придавали особого значения женскому вопросу. А когда поняли, что феминистские идеи имеют серьезное влияние в женской среде, позаимствовали их. Правда, если феминистки настаивали на всеобщих правах женщин, без различия сословий и классов, то у большевиков господствовал классовый подход: они делали ставку на работниц. И после роспуска Учредительного собрания оставили избирательное право только для работающих женщин. Остальные, в основном из «бывших», лишались не только политических, но и многих гражданских прав. И такое положение дел сохранялось до принятия сталинской конституции 1936 года.
- Да, были прогрессивные декреты первого советского правительства об охране труда, материнства, но в условиях Гражданской войны и военного коммунизма они не выполнялись, - напоминает Смирнов. - Только в период хрущевской оттепели женщины смогли в реальности воспользоваться теми правами, о которых большевики заявили еще в первые месяцы после своего пришествия к власти.
Комментарии