Ей прочили славу певицы

Великая русская актриса Вера Комиссаржевская, 150 лет со дня рождения которой исполнилось 8 ноября, дебютировала в 1889 году в одноактной пьесе П. П. Гнедича «Горящие письма» на скромном театральном вечере в Морском собрании столичного Флотского экипажа, располагавшемся в Крюковских казармах (в этом здании не так давно открылся Центральный военно-морской музей).

Ей прочили славу певицы | Иллюстрация из фондов Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства<br>В. Ф. Комиссаржевская в роли Монны Ванны в спектакле по пьесе «Монна Ванна» М. Метерлинка, 1903 г.

Иллюстрация из фондов Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства
В. Ф. Комиссаржевская в роли Монны Ванны в спектакле по пьесе «Монна Ванна» М. Метерлинка, 1903 г.

На вечерах Морского собрания Комиссаржевская и раньше не раз выступала — как певица. Она пела с сестрой под аккомпанемент своего бывшего жениха, организатора вечеров, блестящего морского офицера Сергея Зилоти, великолепно игравшего на гитаре.

Отец будущей актрисы, солист Императорских театров Федор Комиссаржевский, восхищался красивым контральто дочери и прочил ей славу певицы. Когда он возглавил в «Обществе искусства и литературы» класс оперного пения, Вера с сестрой посещали его уроки. Но здоровье не позволило Вере продолжать занятия вокалом, и она окончательно выбрала театр...

Известны сотни статей, воспоминаний, изданий писем, научных исследований и книг о театральной и режиссерской деятельности великой актрисы, сохранилось множество фотопортретов этой необыкновенно красивой женщины. В начале ХХ века в петербургской фирме «Граммофон Берлинер» (или просто «Граммофон») было выполнено несколько грамзаписей чтения Комиссаржевской. Не существует лишь записей ее пения.

Однако интонацию голоса актрисы удалось передать Сергею Рахманинову. Ему приходилось бывать на домашних репетициях будущего театра Комиссаржевской, он не раз слышал, как Вера Федоровна читала там Чехова, и написал романс «Мы отдохнем» на слова из пьесы «Дядя Ваня». «В том, как говорила Комиссаржевская чеховские слова и как воплотил их в музыку Рахманинов, чувствуется единая внутренняя линия, единое понимание», — писала актриса и режиссер Зоя Прибыткова, на квартире которой в доме на Конюшенной площади происходили те встречи.

Голос Комиссаржевской, ее сценические манеры вдохновили Рахманинова на создание оперы «Монна Ванна» (1906 — 1907). А когда он писал оперу «Франческа да Римини» (1905), облик главной героини также ассоциировался у него с речью и обликом Франчески в исполнении Комиссаржевской.

Голос Веры Федоровны «звучит» и в мелодекламации А. С. Аренского на стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы». Она читала это произведение в одном из концертов А. Зилоти в Дворянском собрании в 1909 году.

«Я хорошо помню концерт, в котором Комиссаржевская читала эту мелодекламацию, — писала З. А. Прибыткова. — Хорошо помню и ее. Она была в скромном белом платье с высоким воротом, с длинными рукавами. Никаких драгоценностей. А в руках две ветки светло-лиловых орхидей, таких же хрупких и нежных, как она сама...

То, что делала Комиссаржевская в мелодекламациях, нельзя было назвать мелодекламацией в общепринятом смысле слова. Комиссаржевская умела все, к чему бы ни прикасался ее изумительный талант, углублять, облагораживать, окрашивать богатейшей гаммой тончайших ощущений. В мелодекламациях она говорила, просто и проникновенно говорила замечательные слова Тургенева. И, несмотря на то что слова произносила она совсем просто, казалось, что ее чудесный голос поет милую, русскую музыку Аренского».

Позднее Комиссаржевская любила исполнять эту мелодекламацию на домашних вечерах под аккомпанемент Александра Зилоти. А когда к ним в такие вечера захаживал брат Александра Сергей, то под его гитару все начинали петь цыганские романсы — и хозяева, и гости — Ходотов, Давыдов, Комиссаржевская...

«Голос» Комиссаржевской позднее был своеобразно запечатлен в пьесах Николая Ходотова, которого актриса буквально выпестовала и как актера, и как успешного драматурга. У него осталось около четырехсот писем актрисы, которые он позже использовал в пьесах, пересыпая диалоги своих влюбленных героинь подлинными словами Веры Федоровны...

Под впечатлением скоропостижной и трагической кончины Комиссаржевской, случившейся в феврале 1910 года, Рахманинов написал романс «Не может быть!..» на слова А. Майкова. А 10 февраля 1911 года, в годовщину ее смерти, Сергей Рахманинов и Александр Зилоти дали в Дворянском собрании общедоступный концерт, исполнив Вторую сюиту Рахманинова, которую Вера Федоровна очень любила слушать в домашнем исполнении у Прибытковых на Конюшенной площади.

Людмила КОВАЛЕВА-ОГОРОДНОВА,
президент Санкт-Петербургского Рахманиновского общества


Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 214 (5340) от 14.11.2014.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...

Восемь пунктов генерала Деникина
07 Июня 2017

Восемь пунктов генерала Деникина

Когда говорят о том, что армию погубили большевики, это неправда. Армию погубила вся революционная демократия с ее проповедями вседозволенности.

Вскрыть и прочесть
24 Мая 2017

Вскрыть и прочесть

Перлюстрация существовала еще в глубокой древности

Я знал и труд, и вдохновенье…
26 Апреля 2017

Я знал и труд, и вдохновенье…

При информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 25 апреля в Аничковом дворце состоялось подведение итогов для 9-11 классов региональной олимпиады по краеведению ш...

Л.М. Старокадомский
25 Апреля 2017

Л.М. Старокадомский

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Погибшие при защите Ленинграда
25 Апреля 2017

Погибшие при защите Ленинграда

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

 «Теплица на Фонтанке»
25 Апреля 2017

«Теплица на Фонтанке»

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Человек, достойный дороги цветов
25 Апреля 2017

Человек, достойный дороги цветов

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Монархия в стиле ностальжи
12 Апреля 2017

Монархия в стиле ностальжи

Вопрос Остапа Бендера: «Надеюсь, вы кирилловец?», звучавший смешно уже в 1920-х годах, тем более не актуален сегодня.

Февральская революция. Точка невозврата
01 Марта 2017

Февральская революция. Точка невозврата

Сто лет назад, 23 февраля (8 марта по новому стилю), в Петрограде начались беспорядки, спустя несколько дней приведшие к падению самодержавия. В историю эти события вошли как Февральская револ...