Эстафета памяти: внук маршала Говорова о возрождении Музея обороны и блокады Ленинграда

Для Леонида Владимировича Говорова, советника губернатора Санкт-Петербурга, история Музея обороны и блокады Ленинграда — практически семейная. В 1944 году его дед, маршал Леонид Говоров, будучи командующим Ленинградским фронтом, стоял у истоков выставки «Героическая оборона Ленинграда», преобразованной в 1945‑м в музей республиканского значения. Спустя десятки лет внук принимает самое активное участие в его развитии, возглавляет общественный совет музея. Вот такая семейная эстафета памяти…

Эстафета памяти: внук маршала Говорова о возрождении Музея обороны и блокады Ленинграда | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Леонид Владимирович родился в Москве, живет и работает в столице, но нынче Петербург, без всякого преувеличения, стал его вторым домом. Внук полководца постоянно бывает в городе на Неве по делам, так или иначе связанным с Музеем обороны, с сохранением памяти о блокаде и битве за Ленинград.

Как он сам признается, в своей «прошлой жизни» от музейной темы был достаточно далек: окончил Военную инженерную академию имени Дзержинского, трудился в научно-исследовательских учреждениях Мин­обороны и Минрадиопрома, участвовал в создании систем космической связи. Затем возглавлял Московскую торгово-промышленную палату, был депутатом Государственной думы…

По словам Леонида Владимировича, в Музее обороны и блокады Ленинграда в Соляном переулке он впервые побывал в 2010 году. И этот визит стал настоящей точкой отсчета нового этапа в его жизни. Да, конечно, он знал, что музей серьезно отличается от первоначального, ликвидированного в начале 1950‑х годов по «Ленинградскому делу». Однако никак не ожидал, что увидит экспозицию, теснящуюся буквально в одном зале.

— В разговоре с представителями администрации города я сказал, что музей, который посвящен важнейшей странице нашей истории, достоин гораздо большего, — говорит ­Леонид Говоров. — Меня услышали. Но я понял, что и сам не должен и просто не могу оставаться в стороне. Так началось мое учас­тие в жизни музея.

Своего рода наставлением стали слова полководца Леонида Говорова, сказанные им в 1942 году старшему сыну Владимиру — отцу Леонида Владимировича: «Никогда не достигнешь цели, если не уверен в правильности принятого решения, никогда нельзя целиком отдать свои силы делу, в которое не веришь». Вдохновлял и пример отца, отправившегося на фронт в девятнадцать лет.

«Ледик (так в семье называли Владимира. — Прим. ред.) пусть поступает в академию, а потом приедет ко мне. Будем воевать вместе», — писал жене в 1942‑м Леонид Александрович Говоров. Так оно и произошло. Окончив курсы Рязанского артиллерийского училища, затем ускоренные курсы Артиллерийской академии, Владимир Говоров в 1943‑м был направлен на фронт, на передовую. Сначала был командиром огневого взвода, позже — артиллерийской батареи. Воевал он действительно на одном фронте с отцом, Ленинградском, но привилегий не имел. Сражался как все. Был ранен, затем снова вернулся в строй. Победу встретил в Курляндии. После войны окончил с золотой медалью Военную академию Генштаба, впоследствии стал генералом армии, главнокомандующим войсками Дальнего Востока, был удостоен звания Героя Советского Союза…

Рядом с полководцем была и его жена Лидия Ивановна: она прибыла в Ленинград незадолго до прорыва блокады. Причем приехала вопреки воле мужа. Пыталась долететь на самолете, но он из‑за плохой погоды приземлился на восточном берегу Ладоги. Так что в Ленинград ей пришлось добираться по ледовой дороге, испытав и обстрелы, и ежеминутную опасность погибнуть. По воспоминаниям жены маршала, шедшая впереди машина на ее глазах провалилась под лед.

— Лидия Ивановна довольно скупо рассказывала о том, что происходило в осажденном Ленинграде. Говорила, что однажды во время артобстрела осколок влетел на кухню — в то самое место, где она была буквально несколько минут назад… Этот осколок до сих пор хранится в семье как блокадная реликвия, — рассказывает Леонид Владимирович. — Собираемся ли мы передать его в музей? Пока нет. Но, поскольку экспозиция будет расширяться, какие‑то предметы, возможно, мы еще передадим в дополнение к тому, что передали раньше.

Действительно, в музее представлено немало предметов, связанных с Леонидом Александровичем Говоровым, включая его рабочую тетрадь, планшет и медаль «За оборону Ленинграда».

— Леонид Александрович умер рано, ему было всего пятьдесят восемь лет, и после его кончины многие связанные с ним реликвии семья передала в дар историческим музеям: они об этом очень просили. Оставшиеся хранились в кабинете моего отца. Но, когда Музей обороны и блокады Ленинграда занялся созданием новой экспозиции, мы решили передать в него некоторые вещи деда, связанные с Ленинградом, Ленинградским фронтом. Конечно, было немного жалко расставаться с реликвиями, но мы все‑таки приняли такое решение, учитывая особое отношение нашей семьи к музею в Соляном городке и отношение ленинградцев, петербуржцев к Леониду Александровичу, — продолжает его внук.

Среди вошедших в экспозицию мемориальных предметов — карта Ленинграда и походный чемоданчик с предметами, необходимыми для чтения карт. Говоров отличался особым умением работать с картами, его коллеги говорили, что он никогда не ошибался в своих прогнозах, сделанных на основании чтения карты и полученных данных о противнике… Он нередко приводил слова выдающегося математика, основателя современной отечественной школы кораблестроения Алексея Николаевича Крылова: «Всякая неверная цифра — ошибка, а всякая лишняя цифра — половина ошибки»…

Кстати, в Петербурге есть место, знаковое для Леонида Александровича, да и, пожалуй, для всей семьи Говоровых в целом. Он очень любил спуск к Неве на Петровской набережной, который украшают китайские мифологические львы Ши-Цза. Бывать у них ему нравилось еще до революции, когда он приехал учиться в Петроград и поступил на кораблестроительное отделение Политехнического института.

По словам внука полководца, он тоже любит бывать в этом красивом месте и порой пытается представить чувства и размышления Леонида Александровича в дни блокады Ленинграда. Однажды он сказал старшему сыну, стоя на берегу Невы: «Чем больше я бываю здесь, тем больше я люблю этот город и тем острее чувствую свою ответственность за его судьбу».

— Конечно, особое чувство я испытываю у памятника маршалу Говорову возле Нарвских ворот… Лучшего места для него не найти! Оно как нельзя лучше отражает преемственность героической военной истории нашего Отечества, наших побед над врагом. Надпись на памятнике «Маршалу Говорову благодарные горожане» всегда читаю с гордостью и благодарностью ветеранам, блокадникам, руководству и жителям города — за сохранение памяти о моем деде, — говорит Леонид Владимирович.

Еще одно знаковое место — квартира в «доме трех Бенуа» на Петроградской стороне, со стороны Кронверкской улицы. Эта жилплощадь была выделена Леониду Говорову во время ­войны. Правда, полководец появлялся там редко, большую часть времени он проводил в Смольном, где находился штаб Ленинградского фронта, часто выезжал на фронт.

— Квартира была ведомственной, — поясняет Леонид Владимирович, — принадлежала командующему Ленинградским военным округом. Некоторое время назад я пытался в нее попасть, но как-то не получилось. Думаю, что от прежней квартиры времен Говорова там ничего не осталось.

Конечно, хотелось бы помечтать о том, чтобы там появился мемориальный музей-квартира, но едва ли это возможно… Так что Музей обороны остается одним из главных хранителей памяти и о Леониде Говорове, и о блокаде и битве за Ленинград. Напомним, что день ее окончания, 9 августа, в нынешнем году официально был признан на федеральном уровне, став Днем воинской славы России.

— Я думаю, что дед точно был бы доволен, узнав о моей сегодняшней деятельности в Музее обороны, — говорит внук полководца. — Ведь нашему общественному совету вместе с руководством музея удалось сделать многое для его развития, для того, чтобы он возрож­дался и расширялся именно на его исторической площадке, в Соляном городке. Благодаря поддержке президента России Владимира Путина и губернатора города Александра Беглова музей в 2019 году открыл принципиально новую экспозицию и обрел новое дыхание. Сегодня его перспективы вполне четкие и определенные.

Несколько лет назад, в дни 80‑летия прорыва блокады, в музее прошла встреча ветеранов, жителей блокадного Ленинграда, представителей общественных организаций с главой государства. Президент поддержал предложение, что музей должен развиваться как национальный музейный, научный и просветительский центр.

В рамках этой стратегической задачи сейчас идет работа по всем направлениям. Самое главное, конечно, это расширение экспозиционных площадей. Музей буквально задыхается в помещениях, в которых он расположен. Если первый Музей обороны занимал порядка 40 тыс. кв. метров, то сегодня он имеет около 15 тысяч «квад­ратов», включая переданные ему недавно помещения по Гангутской улице. Но они требуют реконструкции, возвращения к первоначальному облику, поскольку залы были разделены перекрытиями и превращены в офисное пространство.

Разработана концепция по развитию музея, созданная по поручению главы государства. Она включает использование всех пространств, которые могут быть воссозданы и вновь построены в Соляном городке.

— Рассказ о блокаде, причем не только в стенах Музея обороны, должен «зацепить» прежде всего молодежь, — уверен Леонид Владимирович. — А сделать это можно только благодаря доступной подаче информации, учитывающей ментальность современного молодого поколения. Речь о содержании экспозиции, о цифровых проектах, ярких и информативных документальных фильмах короткого формата, насыщенных исторических форумах.

Возрожденный в прежнем масштабе музей, считает внук полководца, должен не прос­то рассказывать об исторических событиях. Он должен нести мысль, что действия горожан явились образцом того, как нужно и как можно вести себя в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях. Ведь блокада — это в первую очередь пример самопожертвования и стойкости в тяжелейших условиях. Чтобы выстоять, потребовалось мобилизовать все силы.


Наследники Ленинградской победы

В наступившем году исполнится 85 лет со дня начала блокады и битвы за Ленинград. Для нашей газеты, преемницы «Ленинградской правды», служившей голосом непокоренного Ленинграда, эта тема поистине священна. Не случайно особые отношения много лет связывают «СПб ведомости» с Государственным мемориальным музеем обороны и блокады. И сегодня мы даем старт нашему совместному историко-просветительскому проекту. Он посвящен тем, кто ныне представляет лицо музея, кто занимается исследованием блокадного прошлого и историческим просвещением по этой важнейшей для города и всей страны теме.



#история #память #наследник

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 6 (8071) от 19.01.2026 под заголовком «Внук полководца».


Комментарии