Эскизы и макет

В музее Михайловского театра хранится удивительный экспонат – макет декораций одной из сцен оперы «Война и мир». Он был создан известным художником Владимиром Дмитриевым в 1946 году из обычного картона, папиросной бумаги и шпона. В центре композиции возвышается фигура Кутузова: он осматривает наши позиции перед началом Бородинской битвы.

Эскизы и макет | В этом эпизоде оперы фельдмаршал Кутузов обращается к воинам, вдохновляя их на подвиги.<br>ФОТО из фондов литературной части Михайловского театра

В этом эпизоде оперы фельдмаршал Кутузов обращается к воинам, вдохновляя их на подвиги.
ФОТО из фондов литературной части Михайловского театра

Собственно говоря, практика создания подобных макетов весьма распространена в театральном мире. Уменьшенные «копии» той или иной сцены помогают режиссеру понять, как будет смотреться его задумка вживую. В чем же уникальность этого макета? Дело в том, что в творении художника Дмитриева – и память о нашей Великой Победе, и трагизм послевоенного десятилетия, и судьба одного из самых талантливых композиторов XX века.

Закончилась война... Вернувшийся в Ленинград из эвакуации Малый оперный театр (ныне Михайловский) осуществил грандиозную постановку оперы Сергея Прокофьева «Война и мир». Это произведение, основанное на романе Льва Толстого, композитор создал во время войны и задумывал его как камерную лирическую оперу о Наташе Ростовой...

Однако послевоенная эпоха нуждалась в совершенно другом масштабе. Под давлением «сверху» автору пришлось переписать свою оперу, увеличив ее в объеме. Камерное произведение превратилось в грандиозное полотно об истории России из множества картин, семь из которых – сцены мирной жизни, восемь – сцены войны. В один вечер такую оперу не дать, решили «поделить» произведение на две части.

На постановку государство не скупилось... Грандиозные массовые сцены, красочные декорации, дорогие костюмы, сшитые по моде наполеоновской эпохи, – все должно было соответствовать стилистике настоящей «советской оперы» – монументальной, парадной, торжественной. Специально для ее создания из московского Большого театра в Ленинград был направлен известный дирижер Самуил Самосуд, руководивший Малым оперным с 1919 по 1936 год. Он привлек к работе перспективного молодого режиссера Бориса Покровского и именитого театрального художника Владимира Дмитриева.

Премьера первой части оперы «Война и мир» состоялась 12 июня 1946 года. Отзывы о ней – сугубо положительные. Зрители выходили со спектакля ошеломленные великолепным зрелищем и потрясающей музыкой Прокофьева. Постановщики спектакля получили Сталинскую премию.

И вот была готова вторая часть, «военная». Сшиты костюмы, изготовлены декорации, даже напечатаны плакаты и афиши. Спектакль был сдан худсовету, прошла генеральная репетиция. Чтобы подмостки выдержали вес массовых военных сцен (на подмостках одновременно должны были присутствовать около 400 человек!), на одном из ленинградских заводов изготовили специальные металлические конструкции. Но оперу запретили к показу... В результате вторая часть «Войны и мира» свет рампы так никогда и не увидела... Несколько плакатов, эскизов да макет Дмитриева – вот, пожалуй, и все, что осталось от спектакля.

Чем же патриотическая опера не угодила властям? Скорее всего, до Сергея Прокофьева просто дошла «очередь». В то время, прозванное позже «апогеем сталинизма», вышли знаменитые постановления ЦК о литературе, театре и кино. Первые жертвы этого наступления – Анна Ахматова, Михаил Зощенко, а также близкий друг Прокофьева Сергей Эйзенштейн. Деятелей искусства клеймили за «чуждость народу» и формализм. Теперь эти обвинения прозвучали и в адрес Прокофьева.

Только после смерти Сталина в 1955 году Малый оперный театр смог наконец выпустить этот спектакль. Правда, в совершенно другой редакции: оперу сократили до одного вечера. Но сам Сергей Прокофьев ее уже не увидел. Он скончался за два года до премьеры в Москве в обычной коммунальной квартире. Его кончина осталась почти незамеченной, ведь композитор умер 5 марта 1953 года, в один день с «вождем народов»...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 098 (5471) от 03.06.2015.


Комментарии