Эскиз, император и крепостные: история знамени Петербургского ополчения 1812 года
В Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга хранится эскиз, утвержденный 23 июля 1812 года императором Александром I. В то время, как известно, шла война с Наполеоном, и на рисунке — проект знамени Санкт-Петербургского ополчения.
На эскизе знамени — автограф Михаила Кутузова, назначенного начальником ополчения./Из коллекции ЦГИА СПб. РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА
Первоначально для ополчения Петербургской губернии предполагалось сделать много знамен. 19 июля 1812 года М. И. Кутузов известил Александра I о своем «предположении» дать в каждую дружину ополчения (отряд 600 – 700 чел.) по два знамени, «под коими бы новопоступающие воины приводились к присяге». В этом обращении давалось описание будущих знамен: белые с красным крестом и надписью «Сим знамением победиши».
Однако в конечном счете ополчение получило только одно знамя. И дело, как отмечает историк Андрей Румянцев, очевидно, было не столько в том, что 30 знамен (ополчение состояло из 15 дружин) сделать не успели, а в том, что идея приведения ополченцев к присяге не могла быть одобрена Александром I.
В его манифестах о сборе ополчений предполагалось, что они будут формироваться из помещичьих крестьян. Эти люди, оставаясь крепостными, после роспуска ополчения должны были вернуться к своим помещикам. Что отличало их от рекрутов — таких же крепостных: те после службы становились лично свободными людьми. Поэтому приведение к присяге воинов ополчения противоречило их социальному статусу как несвободной категории населения.
1 сентября 1812 года знамя ополчения было освящено на торжественной церемонии перед Исаакиевским собором. Как отмечает Андрей Румянцев, нет сведений о том, что знамя развевалось на полях сражений, поскольку по прибытии на театр военных действий дружины петербургского ополчения были распределены между пехотными полками регулярных войск и вместе с этими «своими» полками совершали все переходы и участвовали в боях.
В июне 1814 года ополчение вернулось в Петербург. Его встреча проходила прежде всего на площади у Исаакиевского собора, и по ее завершении знамя было торжественно внесено внутрь храма. Затем его перенесли в Новый арсенал. Там оно находилось до 1855 года, когда было пожаловано С.‑Петербургской 1‑й дружине государственного подвижного ополчения, формировавшегося в связи с начавшейся Крымской (Восточной) войной.
Впоследствии знамя вновь поместили в Исаакиевский собор. В 1913 году на заседании «разряда» военной археологии и археографии Императорского Русского военно-исторического общества было принято решение передать его на хранение в Артиллерийский музей.
«Особый комитет по устройству в Москве музея 1812 года» пытался забрать исторический артефакт в Москву, однако столичное дворянское депутатское собрание выступило против, заявив, что для Петербурга знамя являлось «священнейшей и ценнейшей реликвией». После этого последовало высочайшее соизволение передать знамя ополчения 1812 года в помещение Дворянского собрания. Как долго оно там находилось и каковой стала его последующая судьба — неизвестно.
Читайте также:
Мортира Лжедмитрия I: единственная в мире пушка с титулованием самозванца
«Та самая табакерка»: роковой артефакт из Эрмитажа и загадка смерти Павла I
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 226 (8048) от 03.12.2025 под заголовком ««Сим победиши»».





Комментарии