2Vtzqv4Hz9U

Еропкинский трезубец: он лежал в основе первого проекта регулярной застройки Петербурга

В конце прошлого года в Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда РФ был внесен хранящийся в РГИА «План части Адмиралтейского острова». Ориентировочно он датирован 1737 годом, его автор — архитектор Петр Еропкин.

Еропкинский трезубец: он лежал в основе первого проекта регулярной застройки Петербурга | На «Плане части Адмиралтейского острова» три главных проспекта обозначены буквами T, V и W (Невская, Средняя и Вознесенская «першпективы»). Большая Луговая (y) и Большая Гостиная (ww) улицы — будущие, соответственно, Малая и Большая Морская улицы./Из колл

На «Плане части Адмиралтейского острова» три главных проспекта обозначены буквами T, V и W (Невская, Средняя и Вознесенская «першпективы»). Большая Луговая (y) и Большая Гостиная (ww) улицы — будущие, соответственно, Малая и Большая Морская улицы./Из колл

Имя этого архитектора, связанное с историей первых десятилетий существования Петербурга, известно достаточно хорошо. Он был родом из обедневших дворян Московской губернии. К сожалению, источники умалчивают, чем юноша так отличился, что по личному настоянию императора Петра I был вызван из Москвы в Петербург, чтобы оттуда в 1716 году, в числе первых «пенсионеров», отправиться в Европу для овладения премудростями архитектурного дела. Он обучался в Дании, Голландии и Италии, в частности, у Себастьяно Чиприани — автора нереализованного проекта Стрельнинского дворца.

В 1724 году Еропкин вернулся в Петербург, где его вместе с Тимофеем Усовым лично аттестовал Доминико Трезини. Из его рапорта следовало, что они «архитектами быть достойны».

12 июля 1737 года Еропкин был назначен архитектором Комиссии о Санкт-Петербургском строении, созданной по именному указу императрицы Анны Иоанновны. Главной задачей было восстановление территории Морской слободы в Петербурге, полностью сгоревшей в результате пожаров 1736 – 1737 гг. Возглавивший комиссию Б. Х. Миних доверил архитектору составление плана детальной реконструкции Адмиралтейской части города.

Примечательно, что именно Еропкин поставил точку в административных дискуссиях о центре Петербурга, предложив избрать в качестве такового именно Адмиралтейскую сторону. При Петре I центр «мигрировал» — как в инфраструктурном, так и в ментальном смысле: от Городской (ныне Петроградской) стороны к Василь­евскому острову. Еропкин понимал, что город не сможет развиваться только морским путем, ему нужна прочная материковая опора, которая позволит обрести экономическую стабильность.

Воплощением идей Еропкина является планировка нынешнего исторического центра Петербурга, получившего первую настоящую «регулярность» благодаря «Нев­скому трезубцу». Такое название в историографии получила идея архитектора, согласно которой на Адмиралтейской стороне по­явилось трезубцевидное соединение трех основных транспортных магистралей — «першпектив»: Нев­ской (Невского проспекта), Средней (Гороховой улицы) и Вознесенской (Вознесенского проспекта).

«План части Адмиралтейского острова», подготовленный Еропкиным, содержит собственноручный автограф архитектора в правом верхнем углу. Именно этот план был утвержден императрицей Анной Иоанновной как главный проект развития территории столицы в 1730‑е годы.

План ориентирован с севера на юг, что характерно для градостроительной графики, соз­данной до середины XVIII века. В нижней части плана находится условная смысловая точка, от которой «Невский трезубец» берет свое начало, — место, на котором находилось Адмиралтейство. Три «луча», пересекая Адмиралтейский луг и Большую Луговую улицу (ныне — Малую Морскую), разделяют центральную часть города на участки, образуя первый по‑настоящему регулярный проект застройки столицы Российской империи.

Что же касается Еропкина, то его служба в Комиссии о Санкт-Петербургском строении оказалась весьма непродолжительной. Да и судьба его была незавидной: будучи деятелем антибироновского кружка, в апреле 1740 года он был арестован вместе с другими участниками, А. П. Волынским и А. Ф. Хрущовым, и в скором времени казнен на площади Сытного рынка в Петербурге…

Несмотря на то что ни одно из зданий, возведенных П. М. Еропкиным, до наших дней не сохранилось, его вклад в наследие города по‑прежнему нагляден: достаточно прогуляться по Невскому проспекту или Гороховой улице с юга на север, чтобы оценить его по достоинству.

Газетный зал

«9 апреля состоялась первая общественная прогулка велосипедистов по островам, устроенная Обществом С.‑Петербургских велосипедистов-любителей. Несмотря на хмурое утро, к Тучкову мосту собралось до сотни велосипедистов, среди которых было много и представительниц прекрасного пола. В 12 часов кавалькада двинулась в путь. Ехали через Петровские парк и остров гуськом, чтобы не мешать экипажам. Дорога до Елагина острова превосходна, но на Каменном много снега. По Ланскому шоссе ехать не решились ввиду обильной на нем грязи. Поехали по Сердобольской улице, по избитой и грязной мостовой. Выехав на Выборгское шоссе, более половины спутников, убедившись в невозможности месить грязь, сошли с велосипедов и уже пешком добрались до «Хижины Дяди Тома». Здесь были привал и обед».

«Петербургский листок», 10 апреля 1895 г.

«Вчера в Ленинском районе, на территории, где скоро откроется весенняя ленинградская ярмарка, началось строительство специального павильона, в котором разместится большая диорама «Оборона Ленинграда». В ее сооружении и художественном оформлении принимают участие научные сотрудники и художники Музея обороны Ленинграда. В павильоне будет установлена большая диорама, которая изображает разгром немцев под Пулковом, и 14 стереоскопических диорам меньшего размера, дающих объемное изображение. Посетители увидят захватывающие эпизоды — действия нашей авиации, бой торпедных катеров на Балтике, макет немецкой пушки, обстреливавшей Ленинград…».

«Ленинградская правда», 5 апреля 1946 г.


#план #архив #архитектор

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 62 (7638) от 05.04.2024 под заголовком «Еропкинский трезубец».


Комментарии