Эпопея Солженицына. Зачем писатель посещал Исторический музей

Казалось бы, ничем особо не примечательный документ — бланк учета посетителей архива Государственного исторического музея в Москве. Если только не обратить внимание на автограф. Писатель Александр Солженицын заполнил его, когда стал заниматься документами, связанными с Первой мировой войной.

Эпопея Солженицына. Зачем писатель посещал Исторический музей | Отличительной чертой всего творчества Александра Солженицына литературоведы называют документальность, в определенном смысле он был архивистом. / Репродукция. ФОТО автора

Отличительной чертой всего творчества Александра Солженицына литературоведы называют документальность, в определенном смысле он был архивистом. / Репродукция. ФОТО автора

Как отмечает научный сотрудник музея Николай Миско, впервые Солженицын пришел сюда, судя по сохранившимся документам, в мае 1969 года. Он работал тогда над романом-эпопеей «Красное колесо» и чрезвычайно нуждался в доступе к историческим источникам.

Помог ему историк профессор Петр Зайончковский, прилагавший грандиозные усилия для возрождения интереса к истории императорской России. Его отец был военным врачом, участником событий, предшествовавших гибели царской России, да и сам Петр Андреевич, родившийся в 1904 году, помнил то время. Они с Александром Исаевичем были единомышленниками: оба стремились изменить отношение к Первой мировой, которую тогда иначе как «империалистической» никто не называл.

Скорее всего, именно Зайончковский посоветовал писателю отправиться за материалами в Исторический музей, членом ученого совета которого он был многие годы. Это помогло преодолеть негласный запрет Солженицыну посещать архивные учреждения. Ведь уже тогда он находился под присмотром сотрудников госбезопасности. Сам писатель в автобиографическом произведении «Бодался телeнок с дубом» упоминал, что, когда он, получив официальное разрешение, работал над документами в Историческом музее, «приходили чекисты своими глазами меня обсмотреть, как я тут…».

Более того, они требовали от руководителя читального зала предъявить список материалов, которые просматривал Солженицын, и очень удивлялись, зачем он так подробно изучает начало войны 1914 года, катастрофу армии Самсонова около Мазурских озер.

Как поясняет Николай Миско, учетная карточка писателя свидетельствует, какие именно документы его интересовали. В их числе — поименные списки убитых и раненых солдат русской армии за 1914 – 1915 годы. Наибольший интерес писателя, по всей видимости, вызвали документы Евгения Смоляка — подпоручика 102‑го пехотного Вятского полка, в составе которого тот участвовал в Восточно-Прусской операции. Материалы включают в себя письма, дневник «о походах и боях Вятского пехотного полка», а также собственноручно начерченные Смоляком схемы передвижений и сражений, в которых участвовал полк.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#Солженицын #пистель #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 61 (7144) от 06.04.2022 под заголовком «Эпопея, начавшаяся в музее».


Комментарии