Эхо пожара сказывается на истории Сестрорецка

Давно уже стало расхожим выражение, которое любят использовать к месту и не к месту: «Рукописи не горят». Горят, еще как горят... Именно поэтому краеведам порой приходится собирать сведения буквально по крупицам. Именно так обстоит дело с историей Сестрорецка XVIII - первой половины XIX века, в которой по сей день немало белых пятен. А причиной тому - страшный пожар, случившийся полтора века назад, в 1868 году.

Эхо пожара сказывается на истории Сестрорецка | Фото: Hans / pixabay

Фото: Hans / pixabay

В чем была его причина и чья вина - до сих пор неизвестно. Колокольный звон оповестил население о бедствии, но пламя распространялось стремительно. Отчаянные попытки пожарных, солдат и мастеровых Сестрорецкого оружейного завода не могли его остановить. Обыватели спасали свои дома, но важнейшей задачей было уберечь от огня заводское имущество. Это и деньги, и готовая продукция, и порох... А также шнуровые книги. Так назывались фолианты, в которых листы были дополнительно скреплены шнурами, - прием, хорошо известный в современном делопроизводстве.

Один из служащих завода Михайла Фирфаров первым делом отправился к пороховым погребам и вынес несколько бочонков с порохом, но потом получил от полковника Греве приказ спасать те самые книги. Он примчался к конторе и, как отчитывался после пожара, «взял из шкафа шнуровые книги беловые и черновые за 1867 и 1868 гг. вместе с документами, делами конторы и Счетными списками, увязал их и уложил в деревянный ящик, попавшийся под ноги, передал стоявшему на улице караулу под часы и вместе с тем предупредил бывшего в карауле фейерверкера, чтобы он их сохранял».

Когда огонь стал приближаться к стоящим в карауле, деревянный ящик уберечь не удалось. Правда, на следующий день какой-то солдат принес Фирфарову несколько обгоревших томов. Вот так и погибли шнуровые книги, в которых дотошный исследователь мог бы найти потом весьма ценную историческую информацию...

Причиненный пожаром ущерб был колоссальным. Сгорели три четверти домов Сестрорецка. Погорельцы получили помощь, ведь впереди была зима. Новые дома отстроили очень быстро, и вскоре о недавнем бедствии в Сестрорецке уже ничего не напоминало.

А вот восстановить исторические документы было невозможно, что аукнулось спустя почти полвека, когда в 1914 году готовились отметить 200-летие предприятия.

Начальство пожелало уточнить столь важную дату, и служивший на заводе полковник С. С. Гамченко получил задание разобраться в начальном периоде его истории. Он-то и выяснил, что в пожаре 1868 года сгорел весь заводской архив. Даже подробной описи сгоревшего имущества ему найти не удалось.

Поэтому Гамченко попытался воссоздать картину первых лет работы завода с помощью документов, хранившихся в Главном артиллерийском управлении. И в результате долгих поисков определил, что закладка завода состоялась в 1721 году, а продукцию он начал выпускать только в 1724-м. Так что отмечать 200-летний юбилей явно было еще рано.

Все свои поиски Гамченко описал в толстой книге «Памятная записка о 200-летии Сестрорецкого оружейного завода». Кстати, полковник прославился в Сестрорецке еще и тем, что проводил археологические раскопки в окрестностях поселка и по берегам озера Разлив, которое в документах XIX века часто именовалось заводским резервуаром...

Последствия пожара 1868 года ощущаются по сей день: материалов по истории Сестрорецка XVIII - первой половины XIX века явно недостаточно. К счастью, копии некоторых очень важных бумаг XVIII века хранятся в Российском государственном архиве Военно-морского флота. Основной же массив документов XIX - начала XX века находится в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга. А небольшая часть - в архиве Артиллерийского музея.

#история #Сестрорецк #пожар

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 234 (6343) от 14.12.2018 под заголовком «Эхо пожара».


Комментарии