Джеймс Бонд из «Палас-театра». Леонид Утесов предпочитал роли, далекие от классического репертуара

«Талант Утесова громадного диапазона — он одинаково блестящ и в ролях комиков, и в ролях простаков — сегодня он Иохим в «Вихре вальса», а завтра Бони в «Сильве», или Гастон в «Сюзанне»… Можно поздравить Палас с приобретением такого актера, каким является Утесов», — говорилось в газете «Обозрение театров и спорта» 18 ноября 1922 года.

Джеймс Бонд из «Палас-театра». Леонид Утесов предпочитал роли, далекие от классического репертуара | Леонид Утесов и Изабелла Орлова в оперетте Франца Легара «Танец стрекоз», поставленной в Ленинграде в 1920‑х годах в театре «Музыкальная комедия»./Репродукция. ФОТО автора

Леонид Утесов и Изабелла Орлова в оперетте Франца Легара «Танец стрекоз», поставленной в Ленинграде в 1920‑х годах в театре «Музыкальная комедия»./Репродукция. ФОТО автора

В упомянутый «Палас-театр» на Итальянской улице (в ту пору она носила имя Ракова) Леонид Утесов отправился едва ли не в первые же дни после своего переезда в 1922 году из Москвы в Петроград. В чем была причина переезда? Как вспоминал сам Утесов, ему стало казаться, что «приукрашивание сентиментальных и недалеких героев венской оперетты — дело неблагодарное… и при всем веселье жанра мне становилось в нем скучно».

«По сути дела, я не нашел в оперетте того, что надеялся найти… и решил поискать в другом месте, — отмечал впоследствии певец. — Как раз в это время мне представилась возможность переехать в Петроград, что я и сделал с большим удовольствием».

Утесов вступил в труппу театра, как сам вспоминал впоследствии, «с мыслью оглядеться и найти что‑нибудь приемлемое и родственное моей душе». В письме своей жене в Москву он сообщал: «Как только приехал домой, не успел раздеться, вызывают по телефону, что я во вторник играю в оперетте полностью в 3‑х актах и моя фамилия уже на афише. Я очень долго не соглашался, так как давно не играл, но пришлось согласиться. Очень много пришлось работать и учить роль, она очень большая, а мне скверно играть нельзя».

Дебют Утесова в «Палас-театре» состоялся в оперетте «Сильва», где он играл уже знакомую ему по выступлениям в Москве роль Бони. Его партнершей, исполнительницей роли Сильвы, была Елизавета Тиме. Великолепная драматическая актриса, она обладала прекрасным голосом, три года училась пению в Петербургской консерватории, поэтому ее непреодолимо тянуло в музыкальный театр — вот она и совмещала Александринку и оперетту.

В «Палас-театре» в 1920‑х годах было поставлено около десятка оперетт, в которых участвовал Утесов, в том числе среди них «Баядерка», «Мадам Помпадур», «Прекрасная Елена», «Хорошенькая женщина». Участие в опереттах, особенно таких, как «Девушка-сыщик» и «Дорина и случай», далеких от классического репертуара, доставляло Утесову особенно большое удовольствие.

«Девушка-сыщик» сама по себе особого интереса не представляла, но режиссер Сергей Радлов сумел ее осовременить, принеся в жертву первоначальный сценарий. Утесов вспоминал, что она была поставлена еще до создания первой советской оперетты. Радлов включил в ее сюжет погоню за революционными документами, и Утесову досталась роль сыщика, который их ищет.

«Мой сыщик был ловким, тренированным, физически сильным человеком, — отмечал Утесов. — Когда надо, мог пройти по канату, натянутому под колосниками (с которого я однажды свалился, но все‑таки быстро пришел в себя и довел спектакль до конца, хотя, как написали в газетах, получил «сильное сотрясение всего организма»). Но, несмот­ря на все эти отличные спортивные качества, мой сыщик был предельно самоуверенным дураком. Если бы тогда уже были картины о Джеймсе Бонде, этот образ мог быть воспринят как сатира на супермена».

В том же «Палас-театре» Утесов 2 февраля 1923 года сыграл спектакль «От трагедии до трапеции», длившийся целых шесть часов. За это время артист превращался из революционера Раскольникова в царя Менелая, в дивертисментах играл соло на гитаре, пел, танцевал в паре с балериной и завершал представление упражнениями на трапеции.

Журнал «Музыка и театр» сообщал: «Это был даже не успех. Скорее, какой‑то бешеный фурор, необычайная сенсация. Битком набитый театр. ­Публика неистовствовала, аплодировала, и галерка бесновалась, как в доброе старое время. Спектакль, который, судя по всему, грозил быть очередной «гросс-халтурой», превратился в один из интереснейших вечеров. Утесов — гимнаст, танцор, певец, скрипач, трагик и, наконец, цирковой рыжий, великолепный рыжий и эксцентрик».

Этот нашумевший спектакль стал предтечей «синтетического» искусства Утесова, в котором неразрывно соединялись музыка, танец и буффонада с элементами импровизации.

Сам певец вспоминал об этом спектакле с присущим ему чувством юмора: «Успех и сбор были сенсационными. Я выложился весь. Пожалуй, никогда в жизни я так не выдыхался. Еще один такой вечер, и я бы скончался от истощения в довольно раннем возрасте — двадцати восьми лет от роду. А на могиле была бы уместна такая эпитафия: «Здесь лежит обжора, объевшийся искусством». Но все сошло благополучно. Даже пресса».

Очень тепло вспоминал Утесов свою роль в комической оперетте Карла Миллекера «Вице-адмирал»: «При всех условностях жанра оперетты, образ лихого матроса Пунто, певца и острослова, честного и скромного малого, был мне симпатичен. Я играл эту роль с особенным удовольствием, наверно потому, что она напоминала мне милых сердцу одесситов. Лихой матрос, певец и острослов, честный и скромный малый — в нем было все, что составляло мечту моего детства… И я не случайно наградил Пунто одесскими манерами. Он, например, лихо, с характерным присвистом сплевывал сквозь стиснутые зубы. За это меня обвиняли в опошлении образа революционного матроса…».

Одновременно с опереттой Утесов выступал в «Свободном театре», созданном в 1922 году. Он находился в доме № 72 по Невскому проспекту (в ту пору проспекту 25‑го Октября).

В пользу этого театра артист и сделал впоследствии свой выбор. Он вспоминал: «Постепенно я начинал ощущать какую‑то тяжесть при мысли об оперетте. Я с неудовольствием думал о том, что вот завтра или послезавтра опять играть в ней. И с радостью и нетерпением дожидался выступлений в «Свободном театре»… Однажды я понял: в оперетте я играл то, что играли другие актеры до меня, во время меня и после меня. Мне это было и непривычно, и скучно. А в «Свободном театре» можно было дать волю фантазии и делать то, чего не делали раньше, не делают даже и теперь».


#актер #роли #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 227 (7556) от 30.11.2023 под заголовком «Джеймс Бонд из «Палас-театра»».


Комментарии