Двадцать дней битвы. История одного неотмеченного на картах дота деревни Азино

На вопрос: «Есть ли в окрестностях достопримечательности, связанные с событиями Великой Отечественной войны?» — хозяин агроусадьбы в белорусской деревне Азино под Полоцком, где мы остановились на отдых, уверенно ответил: «Да, есть. В нескольких километрах от нашей деревни — руины дота военного времени». Получив от собеседника план местности, вскоре мы туда отправились…

Двадцать дней битвы. История одного неотмеченного на картах дота деревни Азино | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Ни на одной карте эта историческая достопримечательность пока еще не отмечена. Между тем в этих краях подобных объектов немало, поскольку здесь, в Полоцком рай­оне, проходил участок оборонительной «линии Сталина». Близ деревни Гомель у трассы Минск — Полоцк даже создан историко-культурный комплекс «Поле ратной славы», посвященный защитникам Полоцка — солдатам 22‑й армии.

«Линия Сталина» — часть системы укрепрайонов, построенных вдоль западной границы СССР в 1930‑х годах. Полоцкий укрепленный район, также известный как 61‑й район, был возведен вдоль реки Ушачи и летом 1941 года сыграл важную роль в обороне от немецкого наступления. Его защитники, не щадя своих жизней, на двадцать дней смогли задержать продвижение танковых и моторизованных дивизий нацистов.

Впоследствии один из немецких генералов, командовавший тогда танковой группой, вспоминал: «Наступление на Полоцк многократно натыкалось на вражеские контратаки и неоднократно приостанавливалось. Руководство войсками у противника отличается энергичностью, чувствуется единство и целеустремленность в руководстве боевыми действиями. Оборона отличалась самоотверженностью». Про историю этого укрепрайона рассказывается ныне в экспозиции полоцкого Музея боевой славы…

По пути к доту мы остановились у старого сельского дома, отмеченного самодельным знаком «Лыжная изба. Объект культуры физического здоровья». Когда ее хозяин Максим узнал о цели нашей экспедиции, сразу же вызвался быть провожатым: «Сами вы вряд ли найдете. Дот находится в лесу, с дороги его не видно».

Мой дом — один из самых старых в деревне, ему сто двадцать лет, он войну пережил, — рассказал Максим. — Видите, на обшивке до сих пор видны следы осколков от разорвавшихся рядом бомб и снарядов. Ее с тех пор не меняли, только подкрашивали… Здесь во время войны шли сильные бои, немцы бомбили и обстреливали деревню, поэтому старых домов почти не осталось… Мой друг, поисковик, ходил с металлоискателем на ближайшем поле, говорит: на одной стороне — только советские гильзы, на другой — только немецкие.

Как выяснилось, Максиму нередко приходится выступать местным экскурсоводом, и тема Великой Оте­чественной войны для него близкая и понятная. В его «лыжной избе» на почетном месте — фотография деда-фронтовика. Он был призван в Красную армию в 1944 году, с вой­ны не вернулся…

Руины бункера действительно оказались укрыты посреди леса. По всему видно, что когда‑то это было очень серьезное, основательное сооружение: толщина бетонных стен, скрепленных арматурой, не меньше метра. Ныне гигантские бетонные блоки мощным взрывом разбросало на несколько десятков метров. А вокруг дота — бесчисленное количество полузасыпанных траншей, ходов сообщений и следы блиндажей.

Не знаю, исследовали ли это место поисковики: возможно, оно еще скрывает все свои тайны. Не приходится сомневаться, что когда‑нибудь и этот объект будет отмечен мемориальным знаком во славу защитников Отечества.

Читайте также:

«За труды и Отечество»: девиз объединяет дореволюционный и современный орден Александра Невского

Забытые опасности Невы: как Ивановские пороги пугали мореплавателей


#Великая Отечественная война #дот #деревня Азино

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 133 (7955) от 24.07.2025 под заголовком «Двадцать дней битвы».


Комментарии