Два музея в одной деревне

Мало кто верил, что после пожара, случившегося пять лет назад, музей в деревне Кобона Кировского района Ленобласти будет отстроен заново. Но факт налицо: на берегу Староладожского канала, у самой Ладоги, красуется восстановленное здание – точь-в-точь как то, что сгорело в мае 2010 года. И уже совсем скоро, в начале сентября, в нем вновь откроет свои экспозиции филиал музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда».

Два музея в одной деревне | Музей под открытым небом рассказывает о подвиге тех, кто трудился на Дороге жизни.<br>ФОТО АВТОРА

Музей под открытым небом рассказывает о подвиге тех, кто трудился на Дороге жизни.
ФОТО АВТОРА

В прежнем музее было две постоянные экспозиции: «Дорога жизни» и «Поэт Александр Прокофьев». Пять лет назад в огне погибли все экспонаты – 131 предмет основного фонда. Спасти удалось только стол, имевший отношение к Прокофьеву. Самой главной утратой стал масштабный макет Кобоно-Кареджского порта, рассказывавший о деятельности одного из ключевых мест Дороги жизни.

Согласно концепции будущего музея, в нем будет две части. На первом этаже – все о Дороге жизни. Важной частью экспозиции станут материалы Симона Гельберга – архитектора, художника, проработавшего на Дороге жизни с первого до последнего дня: сначала он был заместителем начальника ледового участка пути, а затем отвечал за перевозку грузов и войск. На втором этаже – краеведческая экспозиция. Как и прежде, часть ее будет посвящена известному уроженцу деревни – поэту Александру Прокофьеву.

Самая главная проблема – с экспонатами. Недаром дирекция музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда» обращается с просьбой поделиться с музеем реликвиями, связанными с Дорогой жизни, бытом блокадного Ленинграда. Интересуют также артефакты крестьянского быта XIX – ХХ веков. Кстати, местные жители потихоньку несут раритеты из домашнего быта...

Новый музей не создается с нуля. За те пять лет, пока его не было, его «флаг» подхватила расположенная в той же Кобоне, на берегу соседнего Новоладожского канала, постоянно действующая подводно-археологическая экспедиция частного музея «Дорога жизни, Кобоно-Кареджский порт». Со дна Ладоги она подняла многочисленные артефакты, составившие экспозицию музея в одном из помещений здешней базы отдыха. А в мае прошлого года рядом появился еще и музей под открытым небом. Здесь посетителей встречает символическая въездная арка на Дорогу жизни, сделанная по фотографиям военного времени, и восстановленная полуторка. Ее воссоздали на основе подлинного каркаса грузовика, поднятого со дна Ладоги в марте прошлого года.

Нынче в музее под открытым небом появился еще один экспонат – фрагмент паровоза серии «Л», перевезенный из Пскова, где с 1988 года он стоял перед железнодорожным клубом. Со временем клуба не стало, памятник стал бесхозным. Подобные паровозы ходили во время войны по Дороге жизни.

– Это дань памяти героическим бойцам женских батальонов, которые в кратчайшие сроки, за 25 дней, в тяжелейших условиях суровой зимы построили железную дорогу в феврале 1942 года от Войбокало до Косы. Кроме того, это еще и памятник той масштабной операции по вывозу железнодорожной техники из блокадного Ленинграда, которая также проходила по Ладоге, – отмечает Сергей Марков, заведующий сектором музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда»; именно он отвечает за Кобонский филиал.

Резонный вопрос: получается, что два музея в одной деревне будут посвящены одной и той же теме?

– Нет, этого все-таки слишком много для маленькой Кобоны, – отвечает Сергей Марков. – Поэтому на базе отдыха экспозиция будет рассказывать исключительно о подводной археологии, а максимальное внимание будет отдано развитию музейной площадки под открытым небом.

По словам Маркова, главная задача – показать, что Дорога жизни была огромным и сложнейшим механизмом, обеспечивавшим функционирование блокадного Ленинграда.

– Многие знают лишь участок в сорок километров во Всеволожском районе, от Ржевки до Осиновца, – говорит Сергей Марков. – Но ведь на самом деле Дорога жизни – более трехсот километров. По железной дороге, на машинах, по воде... За два месяца в 1942 году специально для Дороги жизни было построено два порта – Осиновецкий и Кобоно-Кареджский. Это были крупнейшие порты на Ладоге за всю историю ее существования. До этого ничего подобного не было, да и сейчас нет.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 127 (5500) от 15.07.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...

Восемь пунктов генерала Деникина
07 Июня 2017

Восемь пунктов генерала Деникина

Когда говорят о том, что армию погубили большевики, это неправда. Армию погубила вся революционная демократия с ее проповедями вседозволенности.

Вскрыть и прочесть
24 Мая 2017

Вскрыть и прочесть

Перлюстрация существовала еще в глубокой древности

Я знал и труд, и вдохновенье…
26 Апреля 2017

Я знал и труд, и вдохновенье…

При информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 25 апреля в Аничковом дворце состоялось подведение итогов для 9-11 классов региональной олимпиады по краеведению ш...

Л.М. Старокадомский
25 Апреля 2017

Л.М. Старокадомский

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Погибшие при защите Ленинграда
25 Апреля 2017

Погибшие при защите Ленинграда

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

 «Теплица на Фонтанке»
25 Апреля 2017

«Теплица на Фонтанке»

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Человек, достойный дороги цветов
25 Апреля 2017

Человек, достойный дороги цветов

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Монархия в стиле ностальжи
12 Апреля 2017

Монархия в стиле ностальжи

Вопрос Остапа Бендера: «Надеюсь, вы кирилловец?», звучавший смешно уже в 1920-х годах, тем более не актуален сегодня.

Февральская революция. Точка невозврата
01 Марта 2017

Февральская революция. Точка невозврата

Сто лет назад, 23 февраля (8 марта по новому стилю), в Петрограде начались беспорядки, спустя несколько дней приведшие к падению самодержавия. В историю эти события вошли как Февральская револ...