Два музея в одной деревне
Мало кто верил, что после пожара, случившегося пять лет назад, музей в деревне Кобона Кировского района Ленобласти будет отстроен заново. Но факт налицо: на берегу Староладожского канала, у самой Ладоги, красуется восстановленное здание – точь-в-точь как то, что сгорело в мае 2010 года. И уже совсем скоро, в начале сентября, в нем вновь откроет свои экспозиции филиал музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда».
Музей под открытым небом рассказывает о подвиге тех, кто трудился на Дороге жизни.
ФОТО АВТОРА
В прежнем музее было две постоянные экспозиции: «Дорога жизни» и «Поэт Александр Прокофьев». Пять лет назад в огне погибли все экспонаты – 131 предмет основного фонда. Спасти удалось только стол, имевший отношение к Прокофьеву. Самой главной утратой стал масштабный макет Кобоно-Кареджского порта, рассказывавший о деятельности одного из ключевых мест Дороги жизни.
Согласно концепции будущего музея, в нем будет две части. На первом этаже – все о Дороге жизни. Важной частью экспозиции станут материалы Симона Гельберга – архитектора, художника, проработавшего на Дороге жизни с первого до последнего дня: сначала он был заместителем начальника ледового участка пути, а затем отвечал за перевозку грузов и войск. На втором этаже – краеведческая экспозиция. Как и прежде, часть ее будет посвящена известному уроженцу деревни – поэту Александру Прокофьеву.
Самая главная проблема – с экспонатами. Недаром дирекция музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда» обращается с просьбой поделиться с музеем реликвиями, связанными с Дорогой жизни, бытом блокадного Ленинграда. Интересуют также артефакты крестьянского быта XIX – ХХ веков. Кстати, местные жители потихоньку несут раритеты из домашнего быта...
Новый музей не создается с нуля. За те пять лет, пока его не было, его «флаг» подхватила расположенная в той же Кобоне, на берегу соседнего Новоладожского канала, постоянно действующая подводно-археологическая экспедиция частного музея «Дорога жизни, Кобоно-Кареджский порт». Со дна Ладоги она подняла многочисленные артефакты, составившие экспозицию музея в одном из помещений здешней базы отдыха. А в мае прошлого года рядом появился еще и музей под открытым небом. Здесь посетителей встречает символическая въездная арка на Дорогу жизни, сделанная по фотографиям военного времени, и восстановленная полуторка. Ее воссоздали на основе подлинного каркаса грузовика, поднятого со дна Ладоги в марте прошлого года.
Нынче в музее под открытым небом появился еще один экспонат – фрагмент паровоза серии «Л», перевезенный из Пскова, где с 1988 года он стоял перед железнодорожным клубом. Со временем клуба не стало, памятник стал бесхозным. Подобные паровозы ходили во время войны по Дороге жизни.
– Это дань памяти героическим бойцам женских батальонов, которые в кратчайшие сроки, за 25 дней, в тяжелейших условиях суровой зимы построили железную дорогу в феврале 1942 года от Войбокало до Косы. Кроме того, это еще и памятник той масштабной операции по вывозу железнодорожной техники из блокадного Ленинграда, которая также проходила по Ладоге, – отмечает Сергей Марков, заведующий сектором музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда»; именно он отвечает за Кобонский филиал.
Резонный вопрос: получается, что два музея в одной деревне будут посвящены одной и той же теме?
– Нет, этого все-таки слишком много для маленькой Кобоны, – отвечает Сергей Марков. – Поэтому на базе отдыха экспозиция будет рассказывать исключительно о подводной археологии, а максимальное внимание будет отдано развитию музейной площадки под открытым небом.
По словам Маркова, главная задача – показать, что Дорога жизни была огромным и сложнейшим механизмом, обеспечивавшим функционирование блокадного Ленинграда.
– Многие знают лишь участок в сорок километров во Всеволожском районе, от Ржевки до Осиновца, – говорит Сергей Марков. – Но ведь на самом деле Дорога жизни – более трехсот километров. По железной дороге, на машинах, по воде... За два месяца в 1942 году специально для Дороги жизни было построено два порта – Осиновецкий и Кобоно-Кареджский. Это были крупнейшие порты на Ладоге за всю историю ее существования. До этого ничего подобного не было, да и сейчас нет.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 127 (5500) от 15.07.2015.
Комментарии