Два музея в одной деревне

Мало кто верил, что после пожара, случившегося пять лет назад, музей в деревне Кобона Кировского района Ленобласти будет отстроен заново. Но факт налицо: на берегу Староладожского канала, у самой Ладоги, красуется восстановленное здание – точь-в-точь как то, что сгорело в мае 2010 года. И уже совсем скоро, в начале сентября, в нем вновь откроет свои экспозиции филиал музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда».

Два музея в одной деревне | Музей под открытым небом рассказывает о подвиге тех, кто трудился на Дороге жизни.<br>ФОТО АВТОРА

Музей под открытым небом рассказывает о подвиге тех, кто трудился на Дороге жизни.
ФОТО АВТОРА

В прежнем музее было две постоянные экспозиции: «Дорога жизни» и «Поэт Александр Прокофьев». Пять лет назад в огне погибли все экспонаты – 131 предмет основного фонда. Спасти удалось только стол, имевший отношение к Прокофьеву. Самой главной утратой стал масштабный макет Кобоно-Кареджского порта, рассказывавший о деятельности одного из ключевых мест Дороги жизни.

Согласно концепции будущего музея, в нем будет две части. На первом этаже – все о Дороге жизни. Важной частью экспозиции станут материалы Симона Гельберга – архитектора, художника, проработавшего на Дороге жизни с первого до последнего дня: сначала он был заместителем начальника ледового участка пути, а затем отвечал за перевозку грузов и войск. На втором этаже – краеведческая экспозиция. Как и прежде, часть ее будет посвящена известному уроженцу деревни – поэту Александру Прокофьеву.

Самая главная проблема – с экспонатами. Недаром дирекция музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда» обращается с просьбой поделиться с музеем реликвиями, связанными с Дорогой жизни, бытом блокадного Ленинграда. Интересуют также артефакты крестьянского быта XIX – ХХ веков. Кстати, местные жители потихоньку несут раритеты из домашнего быта...

Новый музей не создается с нуля. За те пять лет, пока его не было, его «флаг» подхватила расположенная в той же Кобоне, на берегу соседнего Новоладожского канала, постоянно действующая подводно-археологическая экспедиция частного музея «Дорога жизни, Кобоно-Кареджский порт». Со дна Ладоги она подняла многочисленные артефакты, составившие экспозицию музея в одном из помещений здешней базы отдыха. А в мае прошлого года рядом появился еще и музей под открытым небом. Здесь посетителей встречает символическая въездная арка на Дорогу жизни, сделанная по фотографиям военного времени, и восстановленная полуторка. Ее воссоздали на основе подлинного каркаса грузовика, поднятого со дна Ладоги в марте прошлого года.

Нынче в музее под открытым небом появился еще один экспонат – фрагмент паровоза серии «Л», перевезенный из Пскова, где с 1988 года он стоял перед железнодорожным клубом. Со временем клуба не стало, памятник стал бесхозным. Подобные паровозы ходили во время войны по Дороге жизни.

– Это дань памяти героическим бойцам женских батальонов, которые в кратчайшие сроки, за 25 дней, в тяжелейших условиях суровой зимы построили железную дорогу в феврале 1942 года от Войбокало до Косы. Кроме того, это еще и памятник той масштабной операции по вывозу железнодорожной техники из блокадного Ленинграда, которая также проходила по Ладоге, – отмечает Сергей Марков, заведующий сектором музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда»; именно он отвечает за Кобонский филиал.

Резонный вопрос: получается, что два музея в одной деревне будут посвящены одной и той же теме?

– Нет, этого все-таки слишком много для маленькой Кобоны, – отвечает Сергей Марков. – Поэтому на базе отдыха экспозиция будет рассказывать исключительно о подводной археологии, а максимальное внимание будет отдано развитию музейной площадки под открытым небом.

По словам Маркова, главная задача – показать, что Дорога жизни была огромным и сложнейшим механизмом, обеспечивавшим функционирование блокадного Ленинграда.

– Многие знают лишь участок в сорок километров во Всеволожском районе, от Ржевки до Осиновца, – говорит Сергей Марков. – Но ведь на самом деле Дорога жизни – более трехсот километров. По железной дороге, на машинах, по воде... За два месяца в 1942 году специально для Дороги жизни было построено два порта – Осиновецкий и Кобоно-Кареджский. Это были крупнейшие порты на Ладоге за всю историю ее существования. До этого ничего подобного не было, да и сейчас нет.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 127 (5500) от 15.07.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».