Два музея в одной деревне

Мало кто верил, что после пожара, случившегося пять лет назад, музей в деревне Кобона Кировского района Ленобласти будет отстроен заново. Но факт налицо: на берегу Староладожского канала, у самой Ладоги, красуется восстановленное здание – точь-в-точь как то, что сгорело в мае 2010 года. И уже совсем скоро, в начале сентября, в нем вновь откроет свои экспозиции филиал музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда».

Два музея в одной деревне | Музей под открытым небом рассказывает о подвиге тех, кто трудился на Дороге жизни.<br>ФОТО АВТОРА

Музей под открытым небом рассказывает о подвиге тех, кто трудился на Дороге жизни.
ФОТО АВТОРА

В прежнем музее было две постоянные экспозиции: «Дорога жизни» и «Поэт Александр Прокофьев». Пять лет назад в огне погибли все экспонаты – 131 предмет основного фонда. Спасти удалось только стол, имевший отношение к Прокофьеву. Самой главной утратой стал масштабный макет Кобоно-Кареджского порта, рассказывавший о деятельности одного из ключевых мест Дороги жизни.

Согласно концепции будущего музея, в нем будет две части. На первом этаже – все о Дороге жизни. Важной частью экспозиции станут материалы Симона Гельберга – архитектора, художника, проработавшего на Дороге жизни с первого до последнего дня: сначала он был заместителем начальника ледового участка пути, а затем отвечал за перевозку грузов и войск. На втором этаже – краеведческая экспозиция. Как и прежде, часть ее будет посвящена известному уроженцу деревни – поэту Александру Прокофьеву.

Самая главная проблема – с экспонатами. Недаром дирекция музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда» обращается с просьбой поделиться с музеем реликвиями, связанными с Дорогой жизни, бытом блокадного Ленинграда. Интересуют также артефакты крестьянского быта XIX – ХХ веков. Кстати, местные жители потихоньку несут раритеты из домашнего быта...

Новый музей не создается с нуля. За те пять лет, пока его не было, его «флаг» подхватила расположенная в той же Кобоне, на берегу соседнего Новоладожского канала, постоянно действующая подводно-археологическая экспедиция частного музея «Дорога жизни, Кобоно-Кареджский порт». Со дна Ладоги она подняла многочисленные артефакты, составившие экспозицию музея в одном из помещений здешней базы отдыха. А в мае прошлого года рядом появился еще и музей под открытым небом. Здесь посетителей встречает символическая въездная арка на Дорогу жизни, сделанная по фотографиям военного времени, и восстановленная полуторка. Ее воссоздали на основе подлинного каркаса грузовика, поднятого со дна Ладоги в марте прошлого года.

Нынче в музее под открытым небом появился еще один экспонат – фрагмент паровоза серии «Л», перевезенный из Пскова, где с 1988 года он стоял перед железнодорожным клубом. Со временем клуба не стало, памятник стал бесхозным. Подобные паровозы ходили во время войны по Дороге жизни.

– Это дань памяти героическим бойцам женских батальонов, которые в кратчайшие сроки, за 25 дней, в тяжелейших условиях суровой зимы построили железную дорогу в феврале 1942 года от Войбокало до Косы. Кроме того, это еще и памятник той масштабной операции по вывозу железнодорожной техники из блокадного Ленинграда, которая также проходила по Ладоге, – отмечает Сергей Марков, заведующий сектором музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда»; именно он отвечает за Кобонский филиал.

Резонный вопрос: получается, что два музея в одной деревне будут посвящены одной и той же теме?

– Нет, этого все-таки слишком много для маленькой Кобоны, – отвечает Сергей Марков. – Поэтому на базе отдыха экспозиция будет рассказывать исключительно о подводной археологии, а максимальное внимание будет отдано развитию музейной площадки под открытым небом.

По словам Маркова, главная задача – показать, что Дорога жизни была огромным и сложнейшим механизмом, обеспечивавшим функционирование блокадного Ленинграда.

– Многие знают лишь участок в сорок километров во Всеволожском районе, от Ржевки до Осиновца, – говорит Сергей Марков. – Но ведь на самом деле Дорога жизни – более трехсот километров. По железной дороге, на машинах, по воде... За два месяца в 1942 году специально для Дороги жизни было построено два порта – Осиновецкий и Кобоно-Кареджский. Это были крупнейшие порты на Ладоге за всю историю ее существования. До этого ничего подобного не было, да и сейчас нет.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 127 (5500) от 15.07.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину
26 Декабря 2018

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину

Огромное цветное панно «Поезд в пути», размером четыре на шесть метров, было преподнесено от работниц-активисток женсовета железнодорожного депо станции Шепетовка.

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи
21 Декабря 2018

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи

Например, пудостский травертин использовался при строительстве Петропавловской крепости, царских дворцов в Петербурге и загородных резиденций.

Прогулки по городу. Терем с павлином
14 Декабря 2018

Прогулки по городу. Терем с павлином

На Большой Пороховской улице, 18 расположился каменный особняк в модном для XX века стиле северного модерна. Рассмотрим его поближе.

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики
14 Декабря 2018

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках».

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде
07 Декабря 2018

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде

Инцидент, который произошел 4 ноября 1928 года на фабрике «Скороход», имел самые серьезные последствия.

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца
05 Декабря 2018

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца

Ветерану-фронтовику, полковнику в отставке Александру Смирнову исполнилось 100 лет. Мы узнали о том, что ему довелось иметь дело с сверхсекретными реактивными минометами. Их еще даже не называли «катю...

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской
30 Ноября 2018

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской

На улице Куйбышева, 25 расположена детская поликлиника, бывшая раньше особняком дворянской семьи. Рассмотрим историю здания.

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время
08 Ноября 2018

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время

Историки продолжают изучать не самую известную страницу Великой Отечественной войны.

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...