Главная городская газета

Два героя на одном холсте

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Наследие

«Образцовые дома» града Петрова

Со времен Петра I в Северной столице сохранилось не мало домов, возведенных для «именитых», «зажиточных» и «подлых» горожан. В статусах «образцовых» строений разбирались «СПб ведомости». Читать полностью

Харьковское товарищество барона Бергенгейма

Историческое клеймо качества «ХТБЭБ» довольно часто можно встретить на петербургской плитке. Кому принадлежит этот символ и что он означает? Мы изучили знак и раскрыли его тайну. Читать полностью

Последние поэты: 100 лет назад был закрыт Императорский лицей

Ни одно учебное заведение царской России, закрытое после революции, в наши дни не вспоминают столь часто, как бывший Царскосельский лицей. Мы разобрались, что случилось с Императорским лицеем после его закрытия. Читать полностью

Зубы дракона на Мокрушах

«СПб ведомости» обнаружили в исторической хронике необычный случай появления «зубов» на Петроградской стороне. Разберемся в ситуации и рассмотрим, причем здесь «Никола-Мокрый». Читать полностью

Истории: как камердинер Пушкина воспитывал и шутливые стихи Суворова

Из рубрики «Просто анекдот» наши читатели узнают, как дядька-камердинер Никиты Всеволожского заставлял Пушкина писать стихи. А также прочтут нетленные короткие стихи Суворова, написанные после победы в Туртукае. Читать полностью

Первопоходники. За что боролась Добровольческая армия

Сто лет назад в России разгоралось пламя Гражданской войны. Об этапах становления Красной армии мы уже писали. А за что воевали белые? За «веру, царя и Отечество»? Или за помещиков и капиталистов? Читать полностью
Два героя на одном холсте | Герой Первой мировой войны Козьма Крючков погиб в Гражданскую, сражаясь на стороне белых. Его имя и подвиг на долгие годы были забыты.<br>Из фондов белградского Военного музея

Герой Первой мировой войны Козьма Крючков погиб в Гражданскую, сражаясь на стороне белых. Его имя и подвиг на долгие годы были забыты.
Из фондов белградского Военного музея

В публикации «Панихида по врагу» от 4 сентября прошлого года мы рассказывали о трагической судьбе сына генерал-губернатора Петербурга А. Д. Зиновьева – молодого офицера-конногвардейца Александра Зиновьева, геройски погибшего в мае 1904 года на Русско-японской войне. О той истории в ту пору много говорили в столице, а художник Илья Репин, хорошо знакомый с семьей Зиновьева, написал картину «На разведке». Судьба картины оказалась странной и удивительной...

«Московский листок» отмечал: «...Здесь видна рука мастера. Но картина никого не трогает, так как очень уж чувствуется сочиненность ея». Вероятно, из-за слишком реалистичного изображения последних минут жизни сына семья губернатора не приобрела эту картину, и она осталась в мастерской Репина...

Когда началась Первая мировая война, художника захватили патриотические чувства. Он выписывал в «Пенаты» 22 наименования газет и журналов. «Такое время настало, что просмотреть газету невозможно, ее приходится читать, да при этом еще волноваться, горячиться, унывать, радоваться, смеяться и плакать иногда до полного истомления духа», – вспоминала жена художника Н. Б. Нордман.

Откликаясь на события, Репин создал картину «Король Альберт в бою», изображавшую бельгийского короля – одного из первых героев мировой войны. В странах Антанты, включая Россию, он был известен как «король-солдат». А потом написал картину «Казак Козьма Крючков» – после того как в августе 1914 года в газетах появились подробные описания его подвига. Легендарный Крючков, ставший первым георгиевским кавалером той войны, вступил в схватку с превосходящими силами немцев и даже будучи раненым вышел победителем. Репин создавал картину по фотографиям казака в газетах.

Но вот парадокс. Репину было свойственно «записывать» свои работы, которые по какой-то причине ему не нравились. И героя-казака Козьму Крючкова он изобразил поверх полотна «На разведке», запечатлевшего подвиг Александра Зиновьева.

И снова история повторилась: картина «Казак Козьма Крючков», написанная очень быстро, буквально на злобу дня, не имела успеха у публики. Выставив ее на XXXXIII выставке Товарищества передвижных художественных выставок, Репин получил весьма сдержанные отзывы рецензентов. «Биржевая газета» в декабре 1914 года отмечала: «Гений Репина, конечно, может останавливаться на каких угодно явлениях современности, но гений требует углубленности. Поверхностность не в его натуре. Репин в этой картине изменил своему гению, и картина стала обыкновенной иллюстрацией на популярную тему».

Судьба и местонахождение картины долгое время были неизвестны даже исследователям творчества Репина. Как удалось выяснить, она впоследствии перешла по наследству к потомкам Репина и была приобретена князем Павлом Карагеоргиевичем – единственным сыном генерал-майора русской армии князя Арсена Карагеоргиевича (принца сербской династии) и Авроры Демидовой. Князь Павел родился в 1893 году в Петербурге, а спустя десять лет вместе с семьей переехал в Сербию. В 1934 – 1941 годах он был регентом Королевства Югославии.

Любитель искусства, князь Павел в 1930-е годы собирал художественные произведения и картины известных живописцев. Его коллекция выставлялась в Музее князя Павла в Белграде. В 1935 году, когда обновлялась экспозиция Белградского военного музея, князь передал ему в дар картину Репина «Козьма Крючков». Там она находится и в настоящее время.

КСТАТИ

Выяснить непростую судьбу картины автору этих строк помог живущий в Сербии исследователь жизни и деятельности русской эмиграции в бывшей Югославии Алексей Арсеньев. От него цепочка привела к заместителю директора Галереи Сербской академии наук и искусств Елене Межинской-Милованович, указавшей точное нынешнее местонахождение картины Репина.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook