Два автографа на одном портрете

Музей «Морская Стрельна» - спасибо сотрудникам Русского музея и благотворителям - пополнился новым экспонатом. Портретом Анатолия Ивановича Лемана (1859 - 1913) - мастера русской скрипки, которого называли «Русским Страдивари». Это копия работы Ильи Репина.

Два автографа на одном портрете | Из коллекции Государственного Русского музея

Из коллекции Государственного Русского музея

Про Анатолия Лемана, создателя около 250 именных скрипок и 14 виолончелей (ныне они ценятся на уровне произведений Страдивари), автора пятнадцати книг об этих музыкальных инструментах, мне уже приходилось рассказывать на страницах «Наследия» («Инструмент, молчавший полвека» от 12 августа 2016 г. и «Русский Страдивари. Стрельнинские опыты великого мастера» от 4 февраля 2011 г.).

Портрет Лемана работы Репина долгое время хранился в запасниках Русского музея и никогда не экспонировался. Уникальным является то, что на нем два автографа: кроме художника на полотне расписался и сам Леман. Сохранились свидетельства, что это Репин пожелал, чтобы Анатолий Иванович поставил на его работе свое факсимиле. Ни на одной работе Репина больше нет подобной «двойной подписи».

Год создания портрета - 1888-й. Леман в это время еще не посвятил себя скрипкам и виолончелям, а был модным столичным беллетристом. Репин как будто бы предсказал столичному денди его подлинное призвание, изобразив его не как писателя за письменным столом, а в рабочей блузе скрипичного мастера с фартуком.

Разгадке тайн акустики скрипки Леман посвятил последние полтора десятка лет своей жизни. В Стрельне он создал скрипичную исследовательскую мастерскую, где провел натурные опыты, используя пятьсот сортов лака и осетровый клей по рецепту местных рыбаков. Результаты Леман описал в своей книге «Акустика скрипки», изданной в Петербурге в 1903 году. При этом приходилось заботиться об обширной семье (девять детей), подрабатывая дантистом в Стрельнинском покое (теперь это музей «Дворец Петра I в Стрельне»).

Сетуя на отсутствие меценатов, Леман саркастически отзывался о «Стрельнинском филантропе» князе Львове, устроившем в Стрельне на собственные средства пожарную команду. Мол, он «все свои средства, всю свою энергию... тратит на соперничество с брандмейстерами... закрывая глаза на все остальное».

Леман очень ценил и берег свой портрет работы Репина, с которым его связывала многолетняя творческая дружба. Вдова Лемана, писательница и переводчица Лидия Алексеевна Лашеева, публиковавшаяся под псевдонимом Марк Басанин, сохранила дорогой для нее портрет мужа, несмотря на наступившие катаклизмы, войну, революции, голод, болезни, нищету. В 1920-х годах, живя случайными заработками, очень нуждалась, но портрет не продала. Уже будучи в преклонном возрасте, предчувствуя свою кончину, в 1939 году передала его на хранение в Русский музей.

#портрет #Леман #Репин

Комментарии

Самое читаемое

#
#
В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...

Восемь пунктов генерала Деникина
07 Июня 2017

Восемь пунктов генерала Деникина

Когда говорят о том, что армию погубили большевики, это неправда. Армию погубила вся революционная демократия с ее проповедями вседозволенности.

Вскрыть и прочесть
24 Мая 2017

Вскрыть и прочесть

Перлюстрация существовала еще в глубокой древности

Я знал и труд, и вдохновенье…
26 Апреля 2017

Я знал и труд, и вдохновенье…

При информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 25 апреля в Аничковом дворце состоялось подведение итогов для 9-11 классов региональной олимпиады по краеведению ш...

Л.М. Старокадомский
25 Апреля 2017

Л.М. Старокадомский

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Погибшие при защите Ленинграда
25 Апреля 2017

Погибшие при защите Ленинграда

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

 «Теплица на Фонтанке»
25 Апреля 2017

«Теплица на Фонтанке»

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Человек, достойный дороги цветов
25 Апреля 2017

Человек, достойный дороги цветов

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Монархия в стиле ностальжи
12 Апреля 2017

Монархия в стиле ностальжи

Вопрос Остапа Бендера: «Надеюсь, вы кирилловец?», звучавший смешно уже в 1920-х годах, тем более не актуален сегодня.

Февральская революция. Точка невозврата
01 Марта 2017

Февральская революция. Точка невозврата

Сто лет назад, 23 февраля (8 марта по новому стилю), в Петрограде начались беспорядки, спустя несколько дней приведшие к падению самодержавия. В историю эти события вошли как Февральская револ...