Два автографа на одном портрете

Музей «Морская Стрельна» - спасибо сотрудникам Русского музея и благотворителям - пополнился новым экспонатом. Портретом Анатолия Ивановича Лемана (1859 - 1913) - мастера русской скрипки, которого называли «Русским Страдивари». Это копия работы Ильи Репина.

Два автографа на одном портрете | Из коллекции Государственного Русского музея

Из коллекции Государственного Русского музея

Про Анатолия Лемана, создателя около 250 именных скрипок и 14 виолончелей (ныне они ценятся на уровне произведений Страдивари), автора пятнадцати книг об этих музыкальных инструментах, мне уже приходилось рассказывать на страницах «Наследия» («Инструмент, молчавший полвека» от 12 августа 2016 г. и «Русский Страдивари. Стрельнинские опыты великого мастера» от 4 февраля 2011 г.).

Портрет Лемана работы Репина долгое время хранился в запасниках Русского музея и никогда не экспонировался. Уникальным является то, что на нем два автографа: кроме художника на полотне расписался и сам Леман. Сохранились свидетельства, что это Репин пожелал, чтобы Анатолий Иванович поставил на его работе свое факсимиле. Ни на одной работе Репина больше нет подобной «двойной подписи».

Год создания портрета - 1888-й. Леман в это время еще не посвятил себя скрипкам и виолончелям, а был модным столичным беллетристом. Репин как будто бы предсказал столичному денди его подлинное призвание, изобразив его не как писателя за письменным столом, а в рабочей блузе скрипичного мастера с фартуком.

Разгадке тайн акустики скрипки Леман посвятил последние полтора десятка лет своей жизни. В Стрельне он создал скрипичную исследовательскую мастерскую, где провел натурные опыты, используя пятьсот сортов лака и осетровый клей по рецепту местных рыбаков. Результаты Леман описал в своей книге «Акустика скрипки», изданной в Петербурге в 1903 году. При этом приходилось заботиться об обширной семье (девять детей), подрабатывая дантистом в Стрельнинском покое (теперь это музей «Дворец Петра I в Стрельне»).

Сетуя на отсутствие меценатов, Леман саркастически отзывался о «Стрельнинском филантропе» князе Львове, устроившем в Стрельне на собственные средства пожарную команду. Мол, он «все свои средства, всю свою энергию... тратит на соперничество с брандмейстерами... закрывая глаза на все остальное».

Леман очень ценил и берег свой портрет работы Репина, с которым его связывала многолетняя творческая дружба. Вдова Лемана, писательница и переводчица Лидия Алексеевна Лашеева, публиковавшаяся под псевдонимом Марк Басанин, сохранила дорогой для нее портрет мужа, несмотря на наступившие катаклизмы, войну, революции, голод, болезни, нищету. В 1920-х годах, живя случайными заработками, очень нуждалась, но портрет не продала. Уже будучи в преклонном возрасте, предчувствуя свою кончину, в 1939 году передала его на хранение в Русский музей.

#портрет #Леман #Репин

Комментарии