2Vtzqv4Hz9U

Духи для императора

В музее-заповеднике «Царское Село» хранится стеклянный парфюмерный флакон фирмы «Ралле и Ко» с монограммой Николая II. Изделие инкрустировано серебром, золотом и бриллиантами...

Духи для императора | Исследователи предполагают, что «собственный» флакон Николая II был изготовлен в единственном экземпляре.<br>Фото из фондов ГМЗ «Царское Село»

Исследователи предполагают, что «собственный» флакон Николая II был изготовлен в единственном экземпляре.
Фото из фондов ГМЗ «Царское Село»

Московский фабрикант и французский подданный Альфонс Антонович Ралле стал одним из пионеров парфюмерного бизнеса, начавшего развиваться в России со времен Николая I. Фирма была создана в 1843 году. Все сырье для производства привозилось из Франции и Италии, разработкой рецептуры занимались приглашенные из-за границы парфюмеры. Так что производимая парфюмерная продукция по качеству была вполне сопоставима с лучшими европейскими образцами.

Номенклатура производимой парфюмерии включала духи, одеколоны, туалетное мыло, помады и пудру. В 1856 году фабрику продали совладельцам-компаньонам Бодрану и Бюжону и ее переименовали в товарищество «Ралле и Ко».

О высоком качестве продукции фирмы «Ралле и Ко» свидетельствует ее быстрое признание российским императорским двором. Уже в 1846 году наследник-цесаревич, будущий Александр II, дал «согласие на просьбу Московского фабриканта Рале именоваться поставщиком духов Двора Его Императорского Высочества и иметь на вывеске изображение Государственного герба». Это решение означало, что фирма стала поставлять свою продукцию ко двору наследника-цесаревича. Впоследствии к званию поставщика императорского двора присоединились звания поставщика шаха Персидского и князя Черногорского. В последнем списке поставщиков императорского двора, составленном в 1915 году, было упомянуто всего пять парфюмеров, в том числе и «Ралле и Ко».

На Всероссийских промышленных выставках продукцию фирмы «Ралле и Ко» четырежды награждали государственным гербом Российской империи за высокое качество продукции. На Парижской всемирной выставке 1878 года продукция товарищества была признана «выше всякой награды», а на Парижской выставке в 1900 году она получила высшую премию – «Гран-при». Всего продукция товарищества «Ралле и Ко» за разные годы получила 60 высших наград.

В чем продавалась парфюмерия? Судя по всему, вплоть до второй четверти XIX века преобладала утилитарная упаковка, представлявшая собой склянку цветного темного стекла, вмещавшую до фунта парфюмерной композиции (409 г), на которую наклеивали этикетку. Вместе с тем с древнейших времен стеклодувы и ювелиры изготавливали для женщин небольшие сосуды самых причудливых форм, в которые можно было перелить небольшое количество духов или одеколона. Эти сосуды, так же как и часы, табакерки и мушечницы, играли статусную роль, демонстрируя вкус и богатство их владельцев.

В XIX веке для одеколонов и духов начали производить фирменные стеклянные сосуды. К этой работе приглашали промышленных дизайнеров. Очень важным компонентом, способствовавшим признанию фирмы «Ралле и Ко», стала оригинальная упаковка парфюмерной продукции, производимая владельцем хрустального завода Фридрихом Дютфуа. А поскольку российские императоры с 1840-х гг. пользовались парфюмерной продукцией фирмы «Ралле и Ко», то для них изготавливали «собственные» флаконы с соответствующими монограммами.

Бухгалтерские книги императорского двора свидетельствуют, что Николай II не совершал отдельных трат на парфюмерию. Судя по всему, большая часть парфюмерии попадала в комнаты императора через его француза-парикмахера Молле, чья парикмахерская находилась на Невском проспекте. Например, в 1896 году у Молле было куплено 18 флаконов хинной воды. В 1904 году Молле получил «за куаферные работы, туалетные принадлежности и белье» 446 руб. 35 коп., в январе 1908 г. – «за парикмахерские работы и туалетные принадлежности» – 770 руб. В число упомянутых «туалетных принадлежностей» наверняка входили и духи, которые, вероятно, и переливали в «собственный флакон» фирмы.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 127 (5500) от 15.07.2015.


Комментарии