Главная городская газета

Драма на шестой версте

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Наследие

«Швецкие арестанты»: история первых строителей Петербурга

Историк рассказала «СПб ведомостям», как в XVIII веке пленные шведы строили Санкт-Петербург. Читать полностью

Выстрел на окраине

20 июня 1918 года был убит комиссар по делам печати и агитации Союза коммун Северной области В. Володарский. Кому была нужна его смерть? Читать полностью

Экскурс в историю: литературная метеорология Петербурга

Кто мог красочнее описать погоду Северной столицы 19 века, чем ее современники-писатели? Читать полностью

Помним в радости и в горе

22 июня - День памяти и скорби в России, день начала Великой Отечественной войны. И хотя сейчас в нашей стране проходит мундиаль, программа траурных мероприятий останется неизменной. Читать полностью

Трое в матросских костюмчиках

В преддверии Дня памяти и скорби авторы «СПб ведомостей» делятся своими воспоминаниями о Великой отечественной войне.   Читать полностью

Ни пяди не уступить, ни грамма не оставить

Накануне трагичной и памятной даты «СПб ведомости» вспоминают «как это было» во время Великой отечественной войны. Читать полностью
Драма на шестой версте | ФОТО BluOltreMare/shutterstock.com

ФОТО BluOltreMare/shutterstock.com

«Паровозы врезались один в другой с такой силой, что из них на рельсах образовался треугольник», – сообщал 3 января 1915 года репортер «Петроградского листка». «Всю ночь на месте катастрофы производились работы по очистке пути от обломков вагонов.

Лишь к пяти часам утра удалось снять с насыпи и с рельсов нагроможденные один на другой и разбитые в щепы несколько пассажирских вагонов», – вторил корреспондент «Вечернего времени».

Оба газетчика не жалели красок, рассказывая со всеми ужасными подробностями о железнодорожной катастрофе, случившейся недалеко от Царскосельского (нынешнего Витебского) вокзала, на шестой версте от Петрограда. Лоб в лоб на полном ходу столкнулись пассажирский поезд, следовавший из Царского Села в столицу, и шедший ему навстречу товарный состав.

Катастрофа произошла в шестом часу вечера. Из Петрограда и Павловска к месту трагедии на помощь тотчас же были отправлены вспомогательные поезда. Поскольку кареты «скорой помощи» не могли добраться туда из-за снежной бури, первую помощь пострадавшим оказывали пассажиры поезда и кондукторская бригада. Затем подоспела команда солдат расположенного поблизости Воздухоплавательного парка.

«В городе передают массу эпизодов, рисующих растерянность администрации Царскосельской железной дороги в первые моменты после получения известия о катастрофе, – сообщалось в «Вечернем времени». – Ужасная погода довершила картину разрушения и ужаса...»

Следствие началось тотчас же. Несмотря на царившую шпиономанию (шла Первая мировая война), версия теракта не фигурировала. Самым вероятным виновником называли одного из машинистов, не заметившего, что семафор извещал о занятом пути... В прессе сообщалось о четырех погибших, в том числе машинисте пассажирского поезда Кузнецове, и не менее 70 пострадавших.

Катастрофа привлекла особенное внимание публики еще и потому, что в наиболее пострадавшем вагоне первого класса (как отмечали газетчики, он «превратился в щепы») находилась фрейлина и близкая подруга императрицы Александры Федоровны Анна Вырубова. Вместе с ней – черниговский предводитель дворянства князь Кочубей. «Оба они в бессознательном состоянии, сплошь залитые кровью», – живописал подробности увиденного репортер «Вечернего времени».

Анна Вырубова к тому времени имела скандальную известность в столичном обществе: ее считали одной из самых горячих почитательниц Григория Распутина. На ее даче в Царском Селе «старец» неоднократно встречался с членами императорской семьи. С началом Первой мировой войны Вырубова вместе с императрицей и ее дочерьми трудилась в госпитале сестрой милосердия.

В результате железнодорожной катастрофы 31-летняя Вырубова пострадала настолько серьезно, что врачи даже ожидали скорого летального исхода. Однако она выжила, хотя на всю жизнь и осталась калекой: с тех пор передвигалась в инвалидном кресле-каталке или на костылях, в более поздние годы – с палочкой. Можно добавить, что на денежную компенсацию за полученную травму Вырубова организовала в Царском Селе военный госпиталь...

После крушения монархии в феврале 1917 года Вырубова как приближенная императрицы была арестована и, несмотря на инвалидность, несколько месяцев содержалась в Петропавловской крепости. Ее подозревали в шпионаже в пользу Германии, однако затем «за отсутствием состава преступления» освободили. В дальнейшем ее не раз подвергали арестам и допросам, она скрывалась, жила под угрозой нового ареста. В декабре 1920 года вместе с матерью бежала в Финляндию. Там она прожила сорок лет под девичьей фамилией Танеева, приняв постриг с именем Мария в Смоленском скиту Валаамского монастыря.

КСТАТИ

В изгнании бывшая фрейлина императрицы написала автобиографическую книгу «Страницы моей жизни». Она не имела ничего общего с фальсифицированным «Дневником Вырубовой», печатавшимся в СССР в 1920-х годах.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook