Драконы с Дальнего Востока
Серебряный глобус, покоящийся на трех извивающихся бронзовых драконах, - экспонат выставки «Ювелиры императорского двора - флоту», действующей в Центральном военно-морском музее. На самом деле сей предмет ювелирного искусства имел весьма конкретное практическое применение.
- Это братина - традиционный русский сосуд для напитков, использовавшийся для подношения во время торжественных церемоний. Офицеры корвета «Рында» преподнесли этот предмет в 1890 году кают-компании Гвардейского экипажа. На глобусе отчеканены материки и нанесена золотая линия, показывающая маршрут кругосветного путешествия корвета, совершенного им в 1886 - 1889 годах, - рассказала хранитель спецфонда ЦВММ Василина Трубилко.
«Рында» была заложена 16 августа 1883 года в Петербурге на верфи Общества Франко-русских заводов. Тогда морское ведомство вкладывало большие средства в строительство броненосных крейсеров. Два однотипных корвета «Витязь» и «Рында» стали первыми бронепалубными крейсерами, сошедшими с отечественных стапелей...
Не исключено, что бронзовых драконов, на которых покоится глобус, приобрели на Дальнем Востоке - как раз во время кругосветного путешествия. А уже вернувшись в Петербург, известной московской ювелирной фирме Павла Овчинникова, поставщика императорского двора, заказали изготовить глобус. Непосредственным исполнителем работ был мастер Яничкин.
На ободе каменного пьедестала, опоясанного гвардейской георгиевской лентой, выгравированы автографы офицеров корвета. Среди них можно прочитать имя «Сандро» - так в царской семье называли великого князя Александра Михайловича (внука Николая I), одного из участников того похода на «Рынде». За год до путешествия, в 1885-м, он окончил Морское училище, был произведен в чин мичмана, зачислен в Гвардейский экипаж и проходил службу на флоте.
После путешествия на корвете «Рында» он совершил годичное плавание в Индию на собственной яхте, которое описал в книге «20 000 миль на яхте «Тамара». После этого для князя началась «обычная» служба на флоте. Он был старшим офицером на броненосце «Адмирал Апраксин», командовал миноносцем на Балтике, на Черноморском флоте - броненосцем «Ростислав». Впоследствии стал инициатором создания офицерской авиационной школы под Севастополем, был шефом Императорского военно-воздушного флота. Его считают «отцом русской авиации»...
- В 1918 году музей в Гвардейском экипаже расформировали, и много предметов оттуда, в том числе из драгоценных металлов, поступило на хранение к нам, - продолжает Василина Трубилко. - Отношение к подобным артефактам, тем более связанным с членами царской фамилии, было тогда, мягко говоря, не самым «восторженным».
В 1927 - 1931 годах фонды музея очень сильно почистили на предмет «неправильных», классово чуждых экспонатов. Многое из того, что не вписывалось в тогдашнюю концепцию, было изъято для реализации. Проще говоря, продажи за границу. Что же касается корвета «Рында», то в мае 1917 года он был переименован в «Освободитель», входил в состав Балтийского флота, но в мае 1922 года его по причине ветхости сдали на слом...
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 244 (5861) от 28.12.2016.




Комментарии