Достойные «обывательской книги»: в ней все городские жители были разбиты на категории
В фондах Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга сохранился экземпляр самой первой «Городовой обывательской книги Санкт-Петербурга», составленной в 1786 – 1789 годах. Ее появление было связано с тем, что в 1785 году императрица Екатерина II издала «Грамоту на права и выгоды городам Российской империи». Этот документ, также известный под названием «Жалованная грамота городам», на долгие годы определил основные принципы городского общественного управления и устройства.
ФОТО Dar Kraplak on Unsplash
До его появления членами городского общества считались только купцы, мещане и ремесленники. В его состав не входили дворяне, духовенство, разночинцы и крестьяне. Теперь же в него включили всех городских обывателей, без различия их сословного происхождения: «все те, кои в том городе или старожилы, или родились, или поселились, или домы, или иное строение, или места, или землю имеют, или в гильдии, или в цех записаны, или службу городскую отправляли, или в оклад записаны, и по тому городу носят службу или тягость».
Для их учета «Жалованной грамотой» предписывалось ведение и составление «городовых обывательских книг». Их составляли в трех экземплярах: оригинал сдавали в архив, а копии отправляли в губернское правление и казенную палату. Главная миссия таких книг была сформулирована следующим образом: «доставить каждому гражданину свое достояние от отца к сыну, внуку, правнуку и их наследию».
Для этого необходимо было указывать «имя и прозвание» каждого внесенного обывателя, его социальный статус и возраст, семейное положение, информацию о наличии или отсутствии у него недвижимости, о «промысле» и о его отношении к службе: «в каких градских или иных службах был или есть?».
В книгу записывали только тех обывателей, которые могли предоставить доказательства своей принадлежности к городскому обществу. Такими доказательствами являлись прежде всего имущественный статус и факт уплаты налогов и пошлин в городскую казну.
«Обывательская книга» состояла из шести частей, каждая из которых была составлена в алфавитном порядке. В первую записывали «настоящих городовых обывателей» — владельцев недвижимости. Во вторую — купцов, в третью — цеховых ремесленников. В четвертую — «иногородних и иностранных гостей». Имелись в виду иностранцы и иногородние жители, «кои ради промысла, или работы, или иных мещанских упражнений записалися».
В пятую часть вносили «именитых граждан». К этой категории могли относиться должностные лица городского управления, отслужившие не менее одного срока (чаще всего трех лет). Они получали наименование «степенных» и переходили в статус «именитых граждан» в том случае, если с похвалой отслужили на выборных должностях. Также к «именитым гражданам» относили ученых, художников «трех художеств» — архитекторов, «музыкосочинителей», живописцев и скульпторов. Кроме того — «капиталистов» с капиталом свыше 50 тысяч рублей, банкиров с капиталом от 100 тысяч до 200 тысяч рублей, крупных оптовых торговцев и судовладельцев.
В шестую категорию были записаны «посадские», то есть мещане — остальные жители города, занимавшиеся «промыслом, рукоделием».
«Городовую обывательскую книгу» составляли каждые три года — вплоть до издания «Городового положения» 1870 года. Для ее «сочинения» городское общество избирало специальных представителей — старост и депутатов. Старосты составляли списки обывателей, а депутаты вместе с городским головой рассматривали доказательства того, что глава семьи подходит под определенную категорию. Если не менее двух третей депутатов находили доказательства достаточными, семью вносили в книгу, и ей выдавали «лист с подписанием» и печатью «Общества градского».
Таким же образом, по заключению старост и депутатов, в «обывательскую книгу» чаще всего включали одиночек либо недавно поселившихся в Петербурге.
За право быть вписанными в «обывательскую книгу» с семейств нередко взимали определенный денежный взнос, размер которого зависел от числа членов семьи. Определенные денежные взносы платили и одинокие обыватели.
Те, кто был внесен в «обывательскую книгу», пользовались привилегией: избирали общую и шестигласную городские думы — соответственно, законодательный и исполнительный органы городского самоуправления.
Кстати, среди внесенных в самую первую «обывательскую книгу» Петербурга немало известных жителей столицы: инициатор создания Смольного института Иван Иванович Бецкой, княгиня Екатерина Романовна Дашкова, граф Кирилл Григорьевич Разумовский...
Читайте также:
Крепость на плаву. Судостроителям все же удалось переиграть дипломатов
Замерзший городовой на чертеже: как в Петербурге 1906 года утеплялись на улицах
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 10 (8075) от 23.01.2026 под заголовком «Достойные «обывательской книги»».





Комментарии