Дому с ангелом в Павловске чудом удалось уцелеть в череде воин и революций

Это необычное здание расположено недалеко от парка. На фасаде, на уровне первого и второго этажей, высится огромный барельеф — фигура ангела. За его спиной — большие крылья с густым оперением, с вытянутой руки свисает цветочная гирлянда. Асимметричный фасад, арочные окна и украшение в виде вазы с фруктами отсылают нас к стилю модерн начала ХХ века. Кажется невероятным, что этому «пернатому гению» удалось уцелеть в череде войн и революций…

Дому с ангелом в Павловске чудом удалось уцелеть в череде воин и революций | Не одно десятилетие дом стоял заброшенным. Сейчас его реставрация почти завершена, новые владельцы планируют приспособить его для современного использования./ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Не одно десятилетие дом стоял заброшенным. Сейчас его реставрация почти завершена, новые владельцы планируют приспособить его для современного использования./ФОТО Александра ДРОЗДОВА

История дома начинается весной 1905 года, когда купцы Барышниковы на своем участке начали строительство каменного особняка. Заказчиками выступили два брата: Павел Петрович, владелец лавок в Гостином Дворе, и Петр Петрович, коллекционер. А вот «всю ответственность за безопасность и правильное ведение работ» (согласно архивным документам) взял на себя их двоюродный брат — инженер и архитектор Александр Александрович Барышников.

К этому времени его имя уже приобрело известность в столице. Многим горожанам был хорошо знаком наделавший шуму доходный дом на Николаевской улице (ныне ул. Марата, 31), исполненный в стиле венского модерна. Выпускник Института путей сообщения, Александр Барышников сделал эту работу по заказу отца, торговца мануфактурой. В столице такие дома были тогда в диковинку, поэтому реакция горожан была неоднозначной. А пресса, хоть и отдавала должное новизне и оригинальности проекта, критиковала его за излишне «декадентский» характер.

В самом начале ХХ века на паях с купцом Оскаром Бломериусом он создал товарищество строительных работ — как сообщалось в рекламе, одно из самых «передовых» в столице. Подрядчики обещали, что их контора «исполнит свою работу с таким совершенством, какое только возможно, при современном состоянии строительного искусства». Залогом тому — «знание дела и безупречная добросовестность».

В активе товарищества были жилые и хозяйственные здания в Петербурге и Николаеве, в Павловске и Гатчине, железобетонные сооружения (кладовая Гостиного Двора, маяк близ Николаева) и другие. Кстати, еще одно детище Барышникова хорошо знакомо многим горожанам. Речь о доме № 23 по нынешней улице Рубинштейна, в котором в разное время проживали балерина Наталья Дудинская, король смеха Аркадий Райкин и писатель Сергей Довлатов…

Александр Барышников был известен не только как архитектор, но и как активный общественный деятель (гласный городской думы, член городской управы) и литератор, участник арт-группировки «Бубновый валет». В начале XX столетия в печати вышли несколько сборников его стихов с иллюстрациями автора. Многие из них были посвящены искусству, любви человека к природе и загадкам мироздания. Есть среди них и строки, посвященные архитектуре: «Блаженны поэты. // Они создают // Свой мир // Из ничего. // А мне надо // Горы нагромоздить // На горы, // Под самое небо, // И на них воздвигнуть // Мечты моей // Заветную цель».

По всей видимости, строительство семейного дома в тихой загородной местности стало для архитектора своего рода отдушиной. Здесь он постарался воплотить некоторые свои литературные образы. И дом, и окружающее пространство составляли единый ансамбль: плавная линия ограды, извилистые дорожки, каретный корпус с арочными окнами и, конечно, главное здание. Центральный вход с балконом разделен надвое: в одной половине дома проживал Петр, в другой — семейство Павла.

Есть версия, что изящная фигура ангела служила вполне прозаичным целям: внутри здания требовалась большая глухая стена, чтобы на ней развесить картины из коллекции Петра Барышникова. Она считалась одной из лучших в Петербурге: живописные полотна современных мастеров (Валентина Серова, Мстислава Добужинского, Константина Сомова и других) и художественные изделия из фарфора…

Правда, идея с ангелом родилась не сразу. По свидетельству одного из лучших знатоков Павловска краеведа Сергея Выжевского, в первом проекте ангела вообще не было. Тот проект не получил одобрения главного городского архитектора Дмитрия Зайцева, но владелец Павловска, великий князь Константин Константинович (известный под поэтическим псевдонимом К. Р.), его все же утвердил — «во избежание существующего однообразия Павловских построек».

Спустя несколько месяцев архитектор подал дополненный проект здания — с изображением ангела. «Как ни дико, утвердить согласен», — гласила резолюция «августейшего поэта».

Некоторым современникам «модерновое» детище архитектора также не пришлось по вкусу. Например, художник и идеолог объединения «Мир искусства» Александр Бенуа после посещения семейства Барышниковых в октябре 1908 года сделал в своем дневнике такую запись: «Дача построена А. А. не так плохо. Но Ангел, для которого построена дача, — глуп».

Через несколько лет дом лишился одного из владельцев: скончался Павел Барышников. В 1916 году его брат Петр продал дом новым владельцам — семейству влиятельного адвоката и промышленника Эммануила Манделя. Тот хотел убрать ангела с фасада и вместо него пробить на глухой стене окна, однако новый владелец Павловска, великий князь Иоанн Константинович, не утвердил проект. Удивительно, но затем ангел счастливо пережил все исторические катаклизмы ХХ века…


#дача #дом #ангел

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 208 (7536) от 03.11.2023 под заголовком «Дом с ангелом».


Комментарии