Домики над бункером

Когда будущая поэтесса и ученый-физик Ольга Ливеровская в 1944 году вернулась в Ленинград из эвакуации и вместе с мамой поселилась на территории Лесотехнической академии, она застала в парке красивые дачные домики, которых до войны там не было. Самое удивительное, что они служили чем-то вроде декораций, прикрывая мощные бетонные сооружения, скрытые в земле. Что же это было?

Домики над бункером | Из фондов Военно-исторического музея артиллерии

Из фондов Военно-исторического музея артиллерии

Военное строительство в парке началось осенью 1941 года. Об этом, в частности, свидетельствует «специальный пропуск на строительство военных объектов в парке ЛТА, чтобы указывать места для работ». Он был выдан заведующей садово-парковым хозяйством А. А. Грабовской для сохранности ценных пород деревьев.

Территория Лесотехнической академии входила в один из секторов обороны, Выборгский, организованный в соответствии с «Боевым приказом штаба обороны г. Ленинграда # 0010» от 17 июня 1942 года. Парк академии, созданный искусными ландшафтными архитекторами в начале XIX века, получил особое стратегическое значение: это был крупный зеленый массив, расположенный на пересеченной местности, весьма не характерной для нашего равнинного города.

Строительство оборонительных сооружений на территории парка велось и в 1942 году. А весной 1943 года по предложению начальника инженерных войск Ленинградского фронта генерала Б. В. Бычевского, которого поддержал командующий фронтом Л. А. Говоров, в парке начали сооружать запасной командный пункт штаба Ленинградского фронта — объект «Нева».

Этим занималось управление оборонительного строительства фронта, которым командовал генерал А. А. Ходырев. Руководил возведением объекта подполковник А. К. Петров. По оригинальному проекту, разработанному им, а также инженер-капитаном З. И. Брауде, архитектором М. Я. Розенфельдом, инженер-капитаном М. Ф. Стригуновым и инженером С. И. Глазуновым, Ижорский завод изготовил специальную арматуру и бронированные детали.

Главной частью объекта был железобетонный цилиндр, который опустили в вырытый военными строителями десятиметровый котлован. Толщина стенок этого цилиндра составляла полметра, днище его забетонировали. В образовавшийся «стакан» встроили рабочие кабинеты, необходимые вспомогательные помещения и сантехнические устройства. В центре «стакана» монтировалась металлическая винтовая лестница. Мощный железобетонный настил предусматривал надежность сооружения даже при прямом попадании 500-килограммовой авиабомбы.

Уникальный объект, создававшийся в сложных гидрогеологических условиях, был построен и полностью оборудован за семь месяцев. За успешное строительство комплексов «Нева» и «Ижора» (оборонительного рубежа на ближних южных подступах к городу) 168 военных строителей наградили орденами и медалями.

В целом объект «Нева» в парке ЛТА состоял из полутора десятков железобетонных подземных сооружений. Все они соединялись ходами сообщения. Была устроена мощная многослойная гидроизоляция.

Группа из четырех убежищ в западной части парка была замаскирована дачными домиками с газонами и клумбами. Остатки домов видны на аэрофотоснимках прошлого века, сохранились очертания этих построек и на планах Лесотехнической академии того периода. По словам очевидцев, в Верхнем дендросаду было два таких дома: центральная усадьба с колоннами и дом-сруб, в котором долгие годы после войны жили сотрудники академии.

Макеты этих сооружений, планы, фотографии в настоящее время можно увидеть в Военно-историческом музее артиллерии. А ученическое научное общество 74-й гимназии, которым руководит педагог Наталья Большакова, продолжает собирать информацию обо всем, что связано с этим объектом.

Впрочем, несмотря на то что на «Неву» было потрачено столько сил и средств, по своему прямому назначению она так и не была использована.

В настоящее время в парке нет ни одной памятной таблички, которая рассказывала бы о существовании здесь этого уникального объекта. Входы в бетонные бункеры после войны были засыпаны и накрыты железобетонными плитами, сами сооружения частично затоплены. Об этом свидетельствуют и выложенные в Интернете фотографии, сделанные диггерами, пробиравшимися в эти подземные сооружения.

Комментарий

Василий БОЧАРОВ, историк фортификации:

Напрашивается логичный вопрос: зачем в 1943 году в Ленинграде построили такой дорогостоящий объект, если блокада уже была прорвана, непосредственная угроза городу миновала, а в феврале 1943 года немцев разгромили под Сталинградом?

Дело в том, что в начале того года, когда Б. В. Бычевский поднимал вопрос о сооружении командного пункта Ленфронта, до коренного перелома в войне было еще далеко, а после Сталинграда общее зимнее контрнаступление Красной армии прошло совсем не так успешно, как планировалось. Да и операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда дала гораздо меньшие результаты, чем планировалось. Поэтому вопрос о строительстве хорошо подготовленного тылового рубежа обороны на юге города («Ижора») и нового специального командного пункта Ленфронта был отчетливо осознаваемой необходимостью.

По всем военным уставам, с началом боевых действий и развертыванием войск начальники разного уровня должны «обзаводиться» специально оборудованными и защищенными командными пунктами. Командующий Ленфронтом долгое время руководил действиями войск из Смольного. В начале 1943 года появилась возможность устроить отдельный защищенный командный пункт («как положено»), и она была реализована.

#архивы #история #бункер

Комментарии