Дома-путешественники. Куда «переезжали» ленинградские здания?

О том, что ленинградские архитекторы уезжали строить новые города, думаю, знают многие. О том, чтобы отправить проектную документацию для объекта, возведенный ранее в Ленинграде, а потом в другом городе - писать можно много – ибо по проектам ленинградцев возводились многие города. А вот чтобы сам дом «поехал» в другой город – это уже вещь довольно оригинальная и интересная.

Дома-путешественники. Куда «переезжали» ленинградские здания? | Плывут «корабли» по тундре. Новый Уренгой. Из набора фотооткрыток «Газ Уренгоя», 1984 г.

Плывут «корабли» по тундре. Новый Уренгой. Из набора фотооткрыток «Газ Уренгоя», 1984 г.

Что можно понимать под словом «поехал»? То, что строительные конструкции, произведенные в Ленинграде, уехали в другой город. Речь идет не о кирпичных домах, поскольку производство кирпича можно было найти ближе к объекту возведения, да и транспортабельность у кирпича довольно плохая (бой, потери). А речь идет о крупных элементах домов. В первую очередь, о панелях – размером как на одну комнату, так и на две. Вот их и перевозили из Ленинграда в некоторые другие города. Рождается закономерный вопрос – а зачем их было везти на тысячи километров? Ответ неоднороден. Есть причины, когда рядом не было никаких производственных мощностей стройиндустрии, а везти нужно было в любом случае издалека (пример – Западная Сибирь). Бывали случаи – чистая воля заказчика (какой-нибудь военной части, к примеру) жить именно в таком доме. Есть и общественно-политические причины, как в случае с польскими городами. Но обо всем по порядку.

Можно даже предложить изложить все эти объекты в виде небольшого рейтинга. Этакий ТОП-10 объектов (мест), в которые дома «уехали» на каком-либо виде транспорта. Следует оговориться, что Ленинградскую область не будем рассматривать – это уж очень близкий регион и здесь стоит довольно много домов, произведенных на ленинградских ДСК. И соседние регионы типа Пскова, Петрозаводска и Череповца можно оставить в стороне, ибо расстояние там не больше 500 километров. 


Карта автора

Рассмотрим другие регионы, и чем дальше от Ленинграда, тем интереснее:

10) Для 10-го места можно смело покинуть пределы России и переместиться в соседнюю республику – Беларусь. Да, с Беларусью у Ленинграда давние дружественные связи. Что любопытно – именно в Минск была организована самая первая дальняя перевозка панельного дома из Ленинграда. Еще в 1957-1960 годах из Ленинграда были доставлены по железной дороге первые панельные (они и для Ленинграда являлись первыми проектами) дома. Преодолев расстояние в 832 километра, дома серии 1-506 со стенами из шлакобетона были смонтированы в 4-х местах Минска – на улицах Жилуновича, Калинина и Партизанском проспекте. Это дома еще чисто сталинского времени – с потолками 3 метра, просторными квартирами и лестницами.

В Белоруссии также кроме Минска дома из Ленинграда можно увидеть в Минском районе – в поселке Марьина Горка сооружено 4 пятиэтажных дома серии 1ЛГ-600.11 Автовского ДСК. Также здесь находится и единственная школа, вывезенная из Ленинграда – это школа проекта 222-1-1ЛГ (в народе называемая «бубликом» или «крепостью»). Таких школ больше 100 штук выстроено в Ленинграде с 1981 по 2000 годы.

9) Двигаемся дальше по республикам бывшего Союза и оказываемся в Латвии. Вполне уверенно можно «прописать» на 9-й строчке рейтинга 3 дома серии 1ЛГ-602В в этом латвийском городке. Лиепая располагается на расстоянии 784 км по железной дороге от Ленинграда и вот на улице Ventas iela, 4. 6 и 8 стоят три коротеньких 9-этажных домика (в 2 подъезда каждый). Что любопытно – для Латвии в Ленинграде была разработана специальная версия серии 1ЛГ-602Р, которую возводил Рижский ДСК. Но вот Лиепае в 1974 году выпала честь получить 3 дома из самого Ленинграда. Такая вот забавная поставка, с долей пикантности от того, что Лиепая находится еще и в западной части Латвии.

8) На 8-м месте разместилась троица типичных ленинградских «хрущевок» - это три 5-этажных дома 1ЛГ-507, выстроенные в Кировске Мурманской области еще в 1964 году. Они все небольшие там – трехподъездные, аккуратные. Под острым углом к улице 50 лет Октября расположились эти 3 дома. Кировск удален от Ленинграда на 1220 километров и везли продукцию Кузнецовского ДСК в 1964 году на поездах. Довольно непривычно для северных городов такие дома с балконами, которыми являются дома серии 1ЛГ-507. Тем интереснее видеть их на Севере. Это самые северные дома из всех, привезенных из Ленинграда.

7) На 7-м месте расположился город со своей архитектурной школой и московскими проектами – это Нижний Новгород. На расстояние в 1128 километров было решено увезти 2 дома серии 1ЛГ-606М. Данная операция была произведена в 1987-1989 гг. по железной дороге. Два светлых 9-этажных красавца стоят по проспекту Бусыгина и Львовской улице. Они точно такие же как и в Ленинграде – семиподъездные с комфортными многометражными квартирами.

6) Еще один примечательный город в Центральной Росиии – это город Орел. Удален по железной дороге на 1075 километров от Ленинграда и имел два события привоза панелей из города на Неве. Первый эпизод случился в 1975 году, когда из Ленинрада привезли 9-этажный дом серии 1ЛГ-504Д. С Кузнецовского ДСК. Стандартный такой, в 7 подъездов, он расположился на улице Металлургов. А второй эпизод произошел уже в 1992-1993 годах – тогда привезли ни много ни мало, а самую лучшую серию домов Ленинграда-Петербурга – 137-ю! До 1992 года дома этой практически эксклюзивной серии не вывозились за пределы Ленинграда. Но вот ДСК-2 для перевода одного предприятия смонтировал 10-12-этажный дом на Раздольной улице.

5) В пятерку домов «на удаленке» смело вписывается на 5-ю позицию город Набережные Челны в Татарстане. На удалении 1738 километров с берегов Невы на берега Камы были отправлены два 9-этажных дома серии 1ЛГ-602В. Произошло это в 1971-1972 годах.

4) Урал также не был обделен вниманием ленинградских строителей. В Челябинске, за 2425 километров от Ленинграда появились два разных дома – в 1973 году был смонтирован 9-этажный дом серии 1ЛГ-504Д, а в 1987 году – также 9-этажный, но «корабль» (1ЛГ-600А).

3) В тройку лидеров определенно попадает Польша. Не с одним городом, а сразу с четырьмя. Хотя по существу, основной массив сосредоточен в городе Шецин (15 домов). Кроме него разместились 3 дома в Гданьске, 4 дома в Свиноуйсьце и 5 в Полице. И если Гданьск – это еще восточная Польша, то остальные 3 города – это прямо на границе с Германией! Все эти дома – дома серии 1ЛГ-600А производства Автовского ДСК. И эти «корабли» приплыли сюда на кораблях. Расстояние от Ленинграда до Гданьска составляет 1100, а до Шецина – 1400 км. В самом начале 1971 года была разработана операция «Ленинград-Гданьску» в рамках сотрудничества городов-побратимов Ленинграда и Гданьска. Эта операция была придумана после посещения властями Польши Ленинграда. 


18 ноября 1971 «Растут дома из Ленинграда». Фото сделано в Гданьске. Из собрания Петра Леженского

Первыми в Польшу на автогрузовиках выехали башенные краны, поскольку польские не подходили. Затем на польском сухогрузе «Стараховице» по Балтийскому морю были перевезены панели Автовского ДСК для трех домов в Гданьске. А затем, после успешного опыта монтажа, соорудили еще 22 дома в Шецине и его пригородах. 20 августа стартовал первый рейс сухогруза и каждую неделю ему удавалось перевозить 2 этажа и возвращаться обратно в Ленинград.

2) На второе место можно разместить самого южного из «ленинградцев». В 1991-1992 годах один дом серии 1ЛГ-606М уехал в соседнюю Украину – город Кривой Рог. Для этого он преодолел расстояние в 1600 километров от ДСК-6 до улицы Николая Свитальского в Кривом Роге. Учитывая высокий уровень эксклюзивности серии 1ЛГ-606М и особенно ее небольшие объемы строительства (по сравнению с другими сериями домов), этот дом столь далеко от сородичей выглядит более чем экзотично. Хоть и по-ленинградски стройно и строго.

1) Ну и на первое место заслуженно можно «водрузить» Новый Уренгой – столицу газодобытчиков в Западной Сибири (Ямало-Ненецкий автономный округ). Самым грандиозным и трудоемкими этот населенный пункт может считаться более чем заслуженно. На расстоянии в 4100 километров от Ленинграда в условиях вечной мерзлоты и полярных дней и ночей в 1980 году началось возведение нового города. Для этих целей была выбрана серия 1ЛГ-600А Автовского ДСК как наиболее теплоэффективная благодаря наружным стенам из газобетона и организована ее доставка. Одна ее доставка – это целая эпопея. Сначала железнодорожным транспортом до Тобольска (если через восток) или Лабытнанг (если через север), далее перегружали на баржи различной вместимости и направлялись по реке в порт Надым. Там они после комплектации доставлялись по местной железной дороге на последнюю площадку в Новом Уренгое. Оттуда, претерпев на своем пути 16-19 перевалок, детали (панели) поступали на монтаж. 


Перевалочная база панелей на Надыме (по пути в Новый Уренгой) - здесь их сгружали с корабля на сушу. Фото 1981 г. Из журнала «Строительство и архитектура Ленинграда», №11'1981

Если в Ленинграде монтировались у «кораблей» наружные стены из газобетона толщиной 24 см, то в Новом Уренгое – с помощью пенобетонных вставок доводили толщину до 40 см. Ведь зимние условия в Уренгое гораздо суровее (температуры зим расчетные – 47 градусов Цельсия). И навигационный период там короткий – около 90-100 дней. И вот в этих условиях на протяжении 1980-1986 годов там было смонтировано 53 девятиэтажных «кораблей» и один 5-этажный. Этот жилфонд до сих пор составляет основную часть застройки Нового Уренгоя. Дома разместились помимо логичного Ленинградского проспекта также на улицах Юбилейной, молодежной, 26-го Съезда КПСС и Геологоразведчиков. По существу, за эти 7 лет из Автово в Новый Уренгой переехал в прямом смысле целый город, в котором поселилось почти 100 000 жителей.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#архитектура #история #здания

Комментарии