Дома-путешественники. Куда «переезжали» ленинградские здания?
О том, что ленинградские архитекторы уезжали строить новые города, думаю, знают многие. О том, чтобы отправить проектную документацию для объекта, возведенный ранее в Ленинграде, а потом в другом городе - писать можно много – ибо по проектам ленинградцев возводились многие города. А вот чтобы сам дом «поехал» в другой город – это уже вещь довольно оригинальная и интересная.
Плывут «корабли» по тундре. Новый Уренгой. Из набора фотооткрыток «Газ Уренгоя», 1984 г.
Что можно понимать под словом «поехал»? То, что строительные конструкции, произведенные в Ленинграде, уехали в другой город. Речь идет не о кирпичных домах, поскольку производство кирпича можно было найти ближе к объекту возведения, да и транспортабельность у кирпича довольно плохая (бой, потери). А речь идет о крупных элементах домов. В первую очередь, о панелях – размером как на одну комнату, так и на две. Вот их и перевозили из Ленинграда в некоторые другие города. Рождается закономерный вопрос – а зачем их было везти на тысячи километров? Ответ неоднороден. Есть причины, когда рядом не было никаких производственных мощностей стройиндустрии, а везти нужно было в любом случае издалека (пример – Западная Сибирь). Бывали случаи – чистая воля заказчика (какой-нибудь военной части, к примеру) жить именно в таком доме. Есть и общественно-политические причины, как в случае с польскими городами. Но обо всем по порядку.
Можно даже предложить изложить все эти объекты в виде небольшого рейтинга. Этакий ТОП-10 объектов (мест), в которые дома «уехали» на каком-либо виде транспорта. Следует оговориться, что Ленинградскую область не будем рассматривать – это уж очень близкий регион и здесь стоит довольно много домов, произведенных на ленинградских ДСК. И соседние регионы типа Пскова, Петрозаводска и Череповца можно оставить в стороне, ибо расстояние там не больше 500 километров.
Карта автора
Рассмотрим другие регионы, и чем дальше от Ленинграда, тем интереснее:
10) Для 10-го места можно смело покинуть пределы России и переместиться в соседнюю республику – Беларусь. Да, с Беларусью у Ленинграда давние дружественные связи. Что любопытно – именно в Минск была организована самая первая дальняя перевозка панельного дома из Ленинграда. Еще в 1957-1960 годах из Ленинграда были доставлены по железной дороге первые панельные (они и для Ленинграда являлись первыми проектами) дома. Преодолев расстояние в 832 километра, дома серии 1-506 со стенами из шлакобетона были смонтированы в 4-х местах Минска – на улицах Жилуновича, Калинина и Партизанском проспекте. Это дома еще чисто сталинского времени – с потолками 3 метра, просторными квартирами и лестницами.
В Белоруссии также кроме Минска дома из Ленинграда можно увидеть в Минском районе – в поселке Марьина Горка сооружено 4 пятиэтажных дома серии 1ЛГ-600.11 Автовского ДСК. Также здесь находится и единственная школа, вывезенная из Ленинграда – это школа проекта 222-1-1ЛГ (в народе называемая «бубликом» или «крепостью»). Таких школ больше 100 штук выстроено в Ленинграде с 1981 по 2000 годы.
9) Двигаемся дальше по республикам бывшего Союза и оказываемся в Латвии. Вполне уверенно можно «прописать» на 9-й строчке рейтинга 3 дома серии 1ЛГ-602В в этом латвийском городке. Лиепая располагается на расстоянии 784 км по железной дороге от Ленинграда и вот на улице Ventas iela, 4. 6 и 8 стоят три коротеньких 9-этажных домика (в 2 подъезда каждый). Что любопытно – для Латвии в Ленинграде была разработана специальная версия серии 1ЛГ-602Р, которую возводил Рижский ДСК. Но вот Лиепае в 1974 году выпала честь получить 3 дома из самого Ленинграда. Такая вот забавная поставка, с долей пикантности от того, что Лиепая находится еще и в западной части Латвии.
8) На 8-м месте разместилась троица типичных ленинградских «хрущевок» - это три 5-этажных дома 1ЛГ-507, выстроенные в Кировске Мурманской области еще в 1964 году. Они все небольшие там – трехподъездные, аккуратные. Под острым углом к улице 50 лет Октября расположились эти 3 дома. Кировск удален от Ленинграда на 1220 километров и везли продукцию Кузнецовского ДСК в 1964 году на поездах. Довольно непривычно для северных городов такие дома с балконами, которыми являются дома серии 1ЛГ-507. Тем интереснее видеть их на Севере. Это самые северные дома из всех, привезенных из Ленинграда.
7) На 7-м месте расположился город со своей архитектурной школой и московскими проектами – это Нижний Новгород. На расстояние в 1128 километров было решено увезти 2 дома серии 1ЛГ-606М. Данная операция была произведена в 1987-1989 гг. по железной дороге. Два светлых 9-этажных красавца стоят по проспекту Бусыгина и Львовской улице. Они точно такие же как и в Ленинграде – семиподъездные с комфортными многометражными квартирами.
6) Еще один примечательный город в Центральной Росиии – это город Орел. Удален по железной дороге на 1075 километров от Ленинграда и имел два события привоза панелей из города на Неве. Первый эпизод случился в 1975 году, когда из Ленинрада привезли 9-этажный дом серии 1ЛГ-504Д. С Кузнецовского ДСК. Стандартный такой, в 7 подъездов, он расположился на улице Металлургов. А второй эпизод произошел уже в 1992-1993 годах – тогда привезли ни много ни мало, а самую лучшую серию домов Ленинграда-Петербурга – 137-ю! До 1992 года дома этой практически эксклюзивной серии не вывозились за пределы Ленинграда. Но вот ДСК-2 для перевода одного предприятия смонтировал 10-12-этажный дом на Раздольной улице.
5) В пятерку домов «на удаленке» смело вписывается на 5-ю позицию город Набережные Челны в Татарстане. На удалении 1738 километров с берегов Невы на берега Камы были отправлены два 9-этажных дома серии 1ЛГ-602В. Произошло это в 1971-1972 годах.
4) Урал также не был обделен вниманием ленинградских строителей. В Челябинске, за 2425 километров от Ленинграда появились два разных дома – в 1973 году был смонтирован 9-этажный дом серии 1ЛГ-504Д, а в 1987 году – также 9-этажный, но «корабль» (1ЛГ-600А).
3) В тройку лидеров определенно попадает Польша. Не с одним городом, а сразу с четырьмя. Хотя по существу, основной массив сосредоточен в городе Шецин (15 домов). Кроме него разместились 3 дома в Гданьске, 4 дома в Свиноуйсьце и 5 в Полице. И если Гданьск – это еще восточная Польша, то остальные 3 города – это прямо на границе с Германией! Все эти дома – дома серии 1ЛГ-600А производства Автовского ДСК. И эти «корабли» приплыли сюда на кораблях. Расстояние от Ленинграда до Гданьска составляет 1100, а до Шецина – 1400 км. В самом начале 1971 года была разработана операция «Ленинград-Гданьску» в рамках сотрудничества городов-побратимов Ленинграда и Гданьска. Эта операция была придумана после посещения властями Польши Ленинграда.
18 ноября 1971 «Растут дома из Ленинграда». Фото сделано в Гданьске. Из собрания Петра Леженского
Первыми в Польшу на автогрузовиках выехали башенные краны, поскольку польские не подходили. Затем на польском сухогрузе «Стараховице» по Балтийскому морю были перевезены панели Автовского ДСК для трех домов в Гданьске. А затем, после успешного опыта монтажа, соорудили еще 22 дома в Шецине и его пригородах. 20 августа стартовал первый рейс сухогруза и каждую неделю ему удавалось перевозить 2 этажа и возвращаться обратно в Ленинград.
2) На второе место можно разместить самого южного из «ленинградцев». В 1991-1992 годах один дом серии 1ЛГ-606М уехал в соседнюю Украину – город Кривой Рог. Для этого он преодолел расстояние в 1600 километров от ДСК-6 до улицы Николая Свитальского в Кривом Роге. Учитывая высокий уровень эксклюзивности серии 1ЛГ-606М и особенно ее небольшие объемы строительства (по сравнению с другими сериями домов), этот дом столь далеко от сородичей выглядит более чем экзотично. Хоть и по-ленинградски стройно и строго.
1) Ну и на первое место заслуженно можно «водрузить» Новый Уренгой – столицу газодобытчиков в Западной Сибири (Ямало-Ненецкий автономный округ). Самым грандиозным и трудоемкими этот населенный пункт может считаться более чем заслуженно. На расстоянии в 4100 километров от Ленинграда в условиях вечной мерзлоты и полярных дней и ночей в 1980 году началось возведение нового города. Для этих целей была выбрана серия 1ЛГ-600А Автовского ДСК как наиболее теплоэффективная благодаря наружным стенам из газобетона и организована ее доставка. Одна ее доставка – это целая эпопея. Сначала железнодорожным транспортом до Тобольска (если через восток) или Лабытнанг (если через север), далее перегружали на баржи различной вместимости и направлялись по реке в порт Надым. Там они после комплектации доставлялись по местной железной дороге на последнюю площадку в Новом Уренгое. Оттуда, претерпев на своем пути 16-19 перевалок, детали (панели) поступали на монтаж.
Перевалочная база панелей на Надыме (по пути в Новый Уренгой) - здесь их сгружали с корабля на сушу. Фото 1981 г. Из журнала «Строительство и архитектура Ленинграда», №11'1981
Если в Ленинграде монтировались у «кораблей» наружные стены из газобетона толщиной 24 см, то в Новом Уренгое – с помощью пенобетонных вставок доводили толщину до 40 см. Ведь зимние условия в Уренгое гораздо суровее (температуры зим расчетные – 47 градусов Цельсия). И навигационный период там короткий – около 90-100 дней. И вот в этих условиях на протяжении 1980-1986 годов там было смонтировано 53 девятиэтажных «кораблей» и один 5-этажный. Этот жилфонд до сих пор составляет основную часть застройки Нового Уренгоя. Дома разместились помимо логичного Ленинградского проспекта также на улицах Юбилейной, молодежной, 26-го Съезда КПСС и Геологоразведчиков. По существу, за эти 7 лет из Автово в Новый Уренгой переехал в прямом смысле целый город, в котором поселилось почти 100 000 жителей.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Комментарии