Дом-скала в Коломне

Если идти по улице Союза Печатников (бывшей Торговой) к площади Кулибина, маяком будет служить многоэтажный дом. Благодаря однотонному каменно-серому цвету своих стен и трем остроконечным щипцам он напоминает неприступную скалу.

Дом-скала в Коломне | С верхних этажей этого дома вся Коломна — как на ладони.<br>ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

С верхних этажей этого дома вся Коломна — как на ладони.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Появился этот дом-скала благодаря купцу 1-й гильдии Вульфу Лейбошицу, который в декабре 1913 года приобрел участок у крестьянина Конона Петрова. Жил купец неподалеку, в собственном доме на набережной Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова), 136, где содержал медно-котельную и литейную мастерскую. Вкладывал он средства и в недвижимость: в его собственности было четыре столичных участка.

Для застройки участка на Торговой купец пригласил художника-архитектора Сергея Яковлевича Турковского, для которого этот дом стал единственной самостоятельной постройкой в столице Российской империи. Впрочем, этот факт вовсе не свидетельствует о том, что Турковский не был востребован в строительном бизнесе. Он был постоянным сотрудником талантливого и предприимчивого зодчего Александра Лишневского, подряжаясь на его постройках выполнять ответственные и многотрудные обязанности производителя работ, а в некоторых случаях участвуя и в составлении проектов.

Уже в январе 1914 года на участке приступили к разборке старых строений, весной была разрешена постройка шестиэтажного дома с мансардным этажом. Начавшаяся Первая мировая война не помешала строительству, и уже осенью 1915 года здание было готово к приему жильцов.

Участок застроили очень плотно. Лицевой фасад ни на йоту не отступает от красной линии застройки, ничем не примечательные мрачные внутренние дворы очень невелики по площади... Несмотря на пропагандировавшиеся в начале XX века идеи оздоровления жилищ путем насыщения их светом и воздухом, городские власти стояли на страже интересов домовладельцев. Так что строительное законодательство не препятствовало созданию дворов-колодцев.

Композиция фасада, украшенного четырьмя эркерами, вполне в русле неоклассики - абсолютная симметрия, все проемы самых рациональных прямоугольных очертаний. Лишь возвышающиеся над карнизом «павильоны» с остроконечными фронтонами-щипцами делают дом, особенно издалека, похожим на гранитный утес. Это образ, характерный для северного модерна.

Послереволюционная судьба самого домовладельца неизвестна, удалось лишь выяснить, что в 1920-е годы его дочь Сара, занимавшаяся врачебной практикой, жила в отцовском доме на наб. канала Грибоедова, 136...

В те же годы одним из жильцов дома-скалы был известный певец Николай Аркадьевич Большаков (Аркадьев). Любопытно, что он поначалу выбрал юридическую карьеру, обучаясь в Петербургском университете, но параллельно брал уроки вокала у известного баритона Ипполита Петровича Прянишникова. Вскоре молодой исполнитель стал выступать в клубных оперных спектаклях, в столичном Народном доме; совершать гастрольные поездки по стране. С 1904 года Большаков пел на разных сценах Петербурга, а спустя два года дебютировал в партии Ленского на сцене Мариинского театра, в котором оставался до 1931 года.

Артист, обладавший сильным голосом, насчитывал в своем репертуаре 110 партий в операх и опереттах. Он продолжал гастролировать, ему были рады самые известные мировые сцены. В 1911 - 1913 годах певец участвовал в «Русских сезонах» в Париже и Лондоне; гастролировал по Испании и Италии... После революции остался в России. Подсчитано, что с 1917-го по 1931 год он дал 680 бесплатных концертов для рабочих и красноармейцев. В 1931 - 1953 годах преподавал в Ленинградской консерватории.

Певец и музыковед Сергей Левик в своей книге «Четверть века в опере» отмечает, что Большаков «идеально знал буквально весь теноровый репертуар, бывал во всем одинаково безупречен и, как это ни обидно, во всем одинаково... бесцветен, чтобы не сказать одинаково одинаков». Впрочем, в наши дни каждый при желании имеет возможность самостоятельно сделать вывод о масштабах таланта певца: он записал на пластинки 271 произведение...

До наших дней дом купца Лейбошица в целом дошел в своем первоначальном облике. В квартирах сохранилась лепнина на потолках, на лестницах - старинные перила и цветные витражи. Удивительно, но здание до сих пор не попало в число выявленных объектов, представляющих культурную ценность.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 033 (5895) от 22.02.2017.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...

Восемь пунктов генерала Деникина
07 Июня 2017

Восемь пунктов генерала Деникина

Когда говорят о том, что армию погубили большевики, это неправда. Армию погубила вся революционная демократия с ее проповедями вседозволенности.

Вскрыть и прочесть
24 Мая 2017

Вскрыть и прочесть

Перлюстрация существовала еще в глубокой древности

Я знал и труд, и вдохновенье…
26 Апреля 2017

Я знал и труд, и вдохновенье…

При информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 25 апреля в Аничковом дворце состоялось подведение итогов для 9-11 классов региональной олимпиады по краеведению ш...

Л.М. Старокадомский
25 Апреля 2017

Л.М. Старокадомский

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Погибшие при защите Ленинграда
25 Апреля 2017

Погибшие при защите Ленинграда

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

 «Теплица на Фонтанке»
25 Апреля 2017

«Теплица на Фонтанке»

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Человек, достойный дороги цветов
25 Апреля 2017

Человек, достойный дороги цветов

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Монархия в стиле ностальжи
12 Апреля 2017

Монархия в стиле ностальжи

Вопрос Остапа Бендера: «Надеюсь, вы кирилловец?», звучавший смешно уже в 1920-х годах, тем более не актуален сегодня.