_blank

Дом-скала в Коломне

Если идти по улице Союза Печатников (бывшей Торговой) к площади Кулибина, маяком будет служить многоэтажный дом. Благодаря однотонному каменно-серому цвету своих стен и трем остроконечным щипцам он напоминает неприступную скалу.

Дом-скала в Коломне | С верхних этажей этого дома вся Коломна — как на ладони.<br>ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

С верхних этажей этого дома вся Коломна — как на ладони.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Появился этот дом-скала благодаря купцу 1-й гильдии Вульфу Лейбошицу, который в декабре 1913 года приобрел участок у крестьянина Конона Петрова. Жил купец неподалеку, в собственном доме на набережной Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова), 136, где содержал медно-котельную и литейную мастерскую. Вкладывал он средства и в недвижимость: в его собственности было четыре столичных участка.

Для застройки участка на Торговой купец пригласил художника-архитектора Сергея Яковлевича Турковского, для которого этот дом стал единственной самостоятельной постройкой в столице Российской империи. Впрочем, этот факт вовсе не свидетельствует о том, что Турковский не был востребован в строительном бизнесе. Он был постоянным сотрудником талантливого и предприимчивого зодчего Александра Лишневского, подряжаясь на его постройках выполнять ответственные и многотрудные обязанности производителя работ, а в некоторых случаях участвуя и в составлении проектов.

Уже в январе 1914 года на участке приступили к разборке старых строений, весной была разрешена постройка шестиэтажного дома с мансардным этажом. Начавшаяся Первая мировая война не помешала строительству, и уже осенью 1915 года здание было готово к приему жильцов.

Участок застроили очень плотно. Лицевой фасад ни на йоту не отступает от красной линии застройки, ничем не примечательные мрачные внутренние дворы очень невелики по площади... Несмотря на пропагандировавшиеся в начале XX века идеи оздоровления жилищ путем насыщения их светом и воздухом, городские власти стояли на страже интересов домовладельцев. Так что строительное законодательство не препятствовало созданию дворов-колодцев.

Композиция фасада, украшенного четырьмя эркерами, вполне в русле неоклассики - абсолютная симметрия, все проемы самых рациональных прямоугольных очертаний. Лишь возвышающиеся над карнизом «павильоны» с остроконечными фронтонами-щипцами делают дом, особенно издалека, похожим на гранитный утес. Это образ, характерный для северного модерна.

Послереволюционная судьба самого домовладельца неизвестна, удалось лишь выяснить, что в 1920-е годы его дочь Сара, занимавшаяся врачебной практикой, жила в отцовском доме на наб. канала Грибоедова, 136...

В те же годы одним из жильцов дома-скалы был известный певец Николай Аркадьевич Большаков (Аркадьев). Любопытно, что он поначалу выбрал юридическую карьеру, обучаясь в Петербургском университете, но параллельно брал уроки вокала у известного баритона Ипполита Петровича Прянишникова. Вскоре молодой исполнитель стал выступать в клубных оперных спектаклях, в столичном Народном доме; совершать гастрольные поездки по стране. С 1904 года Большаков пел на разных сценах Петербурга, а спустя два года дебютировал в партии Ленского на сцене Мариинского театра, в котором оставался до 1931 года.

Артист, обладавший сильным голосом, насчитывал в своем репертуаре 110 партий в операх и опереттах. Он продолжал гастролировать, ему были рады самые известные мировые сцены. В 1911 - 1913 годах певец участвовал в «Русских сезонах» в Париже и Лондоне; гастролировал по Испании и Италии... После революции остался в России. Подсчитано, что с 1917-го по 1931 год он дал 680 бесплатных концертов для рабочих и красноармейцев. В 1931 - 1953 годах преподавал в Ленинградской консерватории.

Певец и музыковед Сергей Левик в своей книге «Четверть века в опере» отмечает, что Большаков «идеально знал буквально весь теноровый репертуар, бывал во всем одинаково безупречен и, как это ни обидно, во всем одинаково... бесцветен, чтобы не сказать одинаково одинаков». Впрочем, в наши дни каждый при желании имеет возможность самостоятельно сделать вывод о масштабах таланта певца: он записал на пластинки 271 произведение...

До наших дней дом купца Лейбошица в целом дошел в своем первоначальном облике. В квартирах сохранилась лепнина на потолках, на лестницах - старинные перила и цветные витражи. Удивительно, но здание до сих пор не попало в число выявленных объектов, представляющих культурную ценность.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 033 (5895) от 22.02.2017.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».