Дом с тремя адресами

С Геслеровского моста через Карповку открывается эффектный вид на единственный в своем роде петербургский жилой дом, вызывающий в памяти суровые и поэтичные образы северных русских монастырей. Это одно из самых ярких произведений архитектора А. Л. Лишневского.

Дом с тремя адресами  | Угловые башни этого дома словно оберегали покой его обитателей. <br>ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Угловые башни этого дома словно оберегали покой его обитателей.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Доходный дом в неорусском стиле, сооруженный в 1911 – 1913 годах, занимает целый квартал, поэтому он имеет сразу три адреса. В литературе его обыкновенно именуют «домом Купермана», но если быть точным, то под этим названием скрываются два соседних здания, примкнувшие друг к другу брандмауэрными стенами.

Когда строился этот дом, строительная лихорадка на Петербургской стороне была в самом разгаре и свободных земель становилось все меньше. Инженеру-технологу Борису Яковлевичу Куперману повезло: он получил под застройку совершенно свободный участок – «пустопорожнее дворовое место», к тому же правильной прямоугольной формы и расположенное на «мысу», окруженном тремя улицами.

До этого участок за короткий период сменил нескольких владельцев. В 1902 году у Общества попечения о бедных и больных детях, состоящего под покровительством великой княгини Елизаветы Маврикиевны, его приобрела жена статского советника Анна Энгман, но застраивать не спешила. Возможно, она попросту ждала роста цен: подобная тактика тогда имела место. В декабре 1910 года Энгман за 40 тыс. руб. все-таки рассталась с землей в пользу Купермана и врача Аркадия Львовича Сагалова, купивших участок вскладчину, но Куперман тут же выкупил у совладельца его долю, оказавшись собственником участка площадью свыше четверти гектара.

Для застройки он пригласил архитектора А. Л. Лишневского, который составил проект и в мае 1911 года начал строительство – но не одного, а двух домов. Оказывается, в процессе утверждения чертежей Куперман успел разделить свой участок на две равновеликие части, которые вскоре оказались в собственности: по Плуталовой улице – у Лишневского, по Теряевой улице (ныне ул. Всеволода Вишневского) – у Михаила Львовича Сагалова. Последний, по всей видимости, был братом упоминавшегося выше Аркадия Сагалова.

Напротив стройплощадки возвышался только что возведенный в 1906 – 1911 годах по проекту архитектора Г. Д. Гримма великолепный белоснежный храм в псковско-новгородском стиле – церковь Алексия, Человека Божия (Чкаловский пр., 50; в 1930-е перестроена в заводской корпус). Очевидно, именно это соседство побудило Лишневского оформить возводимые им постройки в едином ключе, придав им образ окруженного крепкими стенами монастыря. Декор фасада был характерен для разных эпох и различных архитектурных школ средневековой Руси: тут и имитация каменной резьбы, и трехгранно-выемчатый орнамент («волчий зуб»)...

Окна нижнего этажа, напоминающие бойницы, еще больше усиливали образ фортификационного сооружения. А высокие покрытия, завершенные шлемовидными главками, должны были сообщать башням церковные мотивы. Правда, при постройке без этих элементов обошлись: башни получили пологие крыши.

Фасад со стороны Чкаловского проспекта был украшен двумя башнями, внутри них находились лестничные клетки. В соответствии с проектом, эти башни были увенчаны высокими шпилями (к настоящему времени утраченными), которые вступали в перекличку с крестами расположенного напротив храма. Предполагалось, что силуэты дома и храма будут повторять друг друга, словно зеркальное отражение. Возможно, Лишневский стремился воплотить художественные идеи, популярные в то время, – слить воедино мотивы церковной и крепостной архитектуры, вызвав ассоциации с «храмом-градом», «храмом-монастырем»?

В ноябре 1912 года строительство обоих домов-близнецов было завершено. Среди первых жителей дома-монастыря (по данным на октябрь 1912 года) был сам архитектор Лишневский, поселившийся со своей большой семьей (шестеро детей!) на втором этаже, окнами на храм. На пятом этаже поселился В. Н. Кашницкий – первый муж старшей дочери Лишневского Веры (ее вторым мужем был актер Б. К. Пронин, стоявший у истоков знаменитой «Бродячей собаки»).

Расположенный на первом этаже «встроенный особняк» (речь шла о квартире, вход в которую был не с лестничной площадки, а из-под арки) был арендован на фамилию Анолик. Речь идет о семье художника М. И. Анолика. Его сын Леонид Михайлович Анолик впоследствии стал архитектором. А в 1912 году, обучаясь в Высшем художественном училище при Академии художеств, он работал помощником архитектора Лишневского на строительстве дома на 6-й линии В. О., 47.

На первом этаже дома Купермана, как водится, велась торговля: Пановы держали мануфактурный магазин, а госпожа Серегина торговала посудой. В 1913 году Лишневский – вероятно, для себя – соорудил в мансардном этаже «башню с помещением для художественной мастерской», конструктивно представлявшей «дощатый футляр, снаружи обшитый толью». До наших дней композиция дошла в сильно упрощенном виде.

Теперь дни дома-близнецы вызывают интерес не только у историков архитектуры, но и у художников. Может быть, придет время, когда напротив жилого «храма-монастыря» возродится и необходимая в этом ансамбле церковь – благо ее стены и через сотню лет несокрушимы, как прежде...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 189 (5562) от 09.10.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...

Восемь пунктов генерала Деникина
07 Июня 2017

Восемь пунктов генерала Деникина

Когда говорят о том, что армию погубили большевики, это неправда. Армию погубила вся революционная демократия с ее проповедями вседозволенности.

Вскрыть и прочесть
24 Мая 2017

Вскрыть и прочесть

Перлюстрация существовала еще в глубокой древности

Я знал и труд, и вдохновенье…
26 Апреля 2017

Я знал и труд, и вдохновенье…

При информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 25 апреля в Аничковом дворце состоялось подведение итогов для 9-11 классов региональной олимпиады по краеведению ш...

Л.М. Старокадомский
25 Апреля 2017

Л.М. Старокадомский

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Погибшие при защите Ленинграда
25 Апреля 2017

Погибшие при защите Ленинграда

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

 «Теплица на Фонтанке»
25 Апреля 2017

«Теплица на Фонтанке»

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Человек, достойный дороги цветов
25 Апреля 2017

Человек, достойный дороги цветов

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Монархия в стиле ностальжи
12 Апреля 2017

Монархия в стиле ностальжи

Вопрос Остапа Бендера: «Надеюсь, вы кирилловец?», звучавший смешно уже в 1920-х годах, тем более не актуален сегодня.