Дом с переходами

Стоит произнести «дом Бака» - и многие жители нашего города сразу представят себе эту многоэтажную громаду, фигурные фронтоны, богатую лепнину и самое главное - редкие, хотя и не единственные в Петербурге, галереи-переходы.

Дом с переходами | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Парящие над внутренним двором, они не только функциональны, но и весьма романтичны. Если оказаться во дворе в сумерках, в памяти всплывают образы, созданные в XVIII веке Джованни Баттиста Прианези, знаменитым мастером архитектурных пейзажей, поражающих грандиозностью пространственных решений. В цикле гравюр «Темницы» он изобразил пешеходные мостки на страшной высоте, переплетенные и изгибающиеся лестницы...

Исследователи отмечают, что впервые в нашем городе подобную конструкцию применил в 1897 году гражданский инженер Г. В. Барановский в принадлежавшем ему доме на Ямской (ныне ул. Достоевского), 36. Воспользовался этим приемом и архитектор Борис Ионович Гиршович, сооружавший в 1904 - 1905 годах дом на Кирочной для инженера путей сообщения Юлиана Борисовича Бака.

По архивным материалам, уже в последние годы правления Александра I этот участок был плотно застроен. В январе 1903 года его приобрел Юлиан Бак, который возвел пятиэтажный на жилом подвале дом с мансардой, занявший всю площадь участка. Несмотря на значительные размеры домовладения, архитектор еще более увеличил полезную площадь, применив новомодное техническое решение: устроил под всей поверхностью двора подвал для хранения дров, накрыв его прочными и безопасными в пожарном отношении перекрытиями, по терминологии того времени - «несгораемыми сводами».

Техническое оснащение дома было самым передовым. Лифты, собственная котельная в специальном флигеле... Убранство дома поражало великолепием. Что касается оформления фасада, то искусствоведы говорят о «модернизированной версии необарокко». Действительно, обилие сочной лепнины поражает. Внутренняя отделка - витражи, печи, разнообразная отделочная плитка - хорошо сохранилась, поддерживается сегодня неравнодушными жильцами, создавшими даже свое сообщество...

Семья самого домовладельца жила в семикомнатной квартире на пятом этаже. Юлиан Бак был известен как основатель кадетской газеты «Речь», авторитетный общественный деятель, выступавший за политические свободы для еврейского населения Российской империи. Он скончался в 1908 году, был похоронен на Преображенском еврейском кладбище.

11-комнатную квартиру второго этажа занимал адмирал Евгений Иванович Алексеев, бывший наместник на Дальнем Востоке, главнокомандующий сухопутными и морскими силами в Тихом океане во время Русско-японской войны 1904 - 1905 годов. Неудачный для России ход войны привел к отставке Алексеева, который прибыл в Петербург и поселился в доме Бака, где прожил до 1917 года.

Соседом экс-наместника был бывший военный министр Александр Федорович Редигер, поселившийся в громадной 22-комнатной квартире с тремя ванными. Он поплатился должностью за критику качества командного состава русской армии, зато написал воспоминания, которые впервые были полностью опубликованы лишь в 1999 году под названием «История моей жизни. Воспоминания военного министра».

В мансардном этаже квартировал художник Лев Самойлович Бакст, участник объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева.

Невозможно рассказать обо всех людях, населявших этот дом в разные годы, однако те, кто захочет изучить историю обитателей дома подробнее, могут найти в социальных сетях сообщество его нынешних жильцов, которые скрупулезно собирают и делают достоянием общественности все новые и новые сведения о своем доме.

#Кирочная 24 #прогулки #город

Комментарии