Дом с ореолом тайны

На первый взгляд, это самый обычный пятиэтажный доходный дом, представитель рядовой петербургской архитектуры эпохи эклектики. Узкий, пять окон по фасаду, массивный эркер. Построил здание в 1846 году архитектор Григорий Иванович Карпов, и он же перестроил его в 1878-м.

 Дом с ореолом тайны | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Дом этот связан с весьма таинственным событием. Именно здесь умер странной смертью жилец пятого этажа Михаил Михайлович Филиппов - физик, химик, историк, популяризатор науки, издатель и редактор журнала «Научное обозрение», редакция которого находилась в его же квартире.

Тело ученого обнаружили в его домашней лаборатории 12 июня 1903 года. Официальной причиной смерти назвали апоплексический удар. Но, поскольку Филиппов занимался опытами со взрывчатыми веществами, пытаясь создать оружие будущего, его смерть до сих пор окружена ореолом тайны... Будто бы он сконструировал прибор, позволяющий производить взрывы на значительных расстояниях, - своего рода прообраз гиперболоида инженера Гарина.

Еще одним обитателем дома в ту же пору, с 1887-го по 1899 год, был известный художник-баталист, литератор Николай Каразин. Бывший военный, он окончил Академию художеств, после этого участвовал в военных операциях в Туркестане, позднее - в научно-исследовательских экспедициях в этом регионе. Каразин особенно много писал акварелью, карандашом и пером. Иллюстрировал книги Пушкина, Некрасова, Достоевского.

Прославился Каразин как литератор - особенно были известны его произведения на военную тему. Повествовали они в основном о завоевании Туркестанского края.

Любопытные сведения из жизни Николая Каразина в доме на Малой Итальянской встретились мне в Российском государственном архиве литературы и искусства в неизданных воспоминаниях художницы Александры Шнейдер. С Каразиным она познакомилась в 1891 году. Тот искренне приветствовал коллегу на выставке Общества аквалеристов и даже приобрел одну из ее работ. Затем Николай Николаевич пригласил Александру давать уроки живописи на фарфоре своей жене Марии Викторовне, ее сестре и еще двум знакомым.

Шнейдер с юмором вспоминала, что, когда она оказывалась в тупике, объясняя жене Каразина, которая не умела рисовать, художественные нюансы, Николай Николаевич выбегал ей на помощь из своего кабинета, но это не приносило пользы, и урок был окончательно провален: начинались «супружеские разборки» и посторонние разговоры.

Шнейдер вспоминала: «При возвращении домой Н. Н. неизменно меня провожал, нанимая лихача. А так как дорога с Малой Итальянской, где жил Каразин, на Малую Мастерскую к нам была по всему Невскому и Морской по торцовой мостовой, то прокатиться было очень приятно...».

Несмотря на то что «бестолковые» уроки на дому продлились недолго, общение Шнейдер с Каразиным продолжалось. В мемуарах нашлись и другие интересные детали о квартире художника в доме № 37 : «Н. Н. приглашал меня бывать на их «воскресеньях». Небольшие комнаты их квартиры все были уставлены прекрасными художественными вещами. Много было китайских и японских ваз и других предметов, привозимых их знакомыми моряками из плаваний, а стены были увешаны сплошь как картинами самого Ник. Никол., так и дареными картинами его товарищей по искусству. По «воскресеньям» комнаты (кабинет, зал, столовая) были полны народу - все это шумно говорило, молодежь тут-же, пара-две-три танцевала. Кое-где были поставлены карточные столы и играли в карты... Раз как-то схожу по лестнице и вижу: мне навстречу идет на своем костыле Я. П. Полонский и приветливо здоровается: «Здравствуйте, душа моя»...».

Можно встретить упоминания, что в бывшей конюшне, находившейся во дворе, перестроенной после революции под квартиры, долгое время жила семья актера Василия Васильева, известного своей ролью Яшки-цыгана в фильме Эдмонда Кеосаяна «Неуловимые мстители».

#Жуковского 37 #город #прогулки

Комментарии