Дом на воздушной подушке

Главный корпус этого шестиэтажного дома напоминает башню - настолько он узок. Его строительство началось в 1912 году, когда вблизи возвышался храм Рождества Христова, построенный при Екатерине Великой. Церковь разобрали в 1934 году, и сейчас как напоминание о ней - угловая башенка дома, прорезанная круглыми окнами. Они похожи на те, что были в главном барабане храма.

Дом на воздушной подушке  | Современное состояние дома радует, однако здание до сих пор не внесено в реестр вновь выявленных объектов, представляющих культурную ценность.<br>ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Современное состояние дома радует, однако здание до сих пор не внесено в реестр вновь выявленных объектов, представляющих культурную ценность.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Архитектор Павел Светлицкий проектировал и строил это здание по заказу совладельцев участка - кандидата коммерции (такую степень получали тогда окончившие с отличием курс коммерческого училища) Исаака Шмерко и лекаря Гирша Браудо-Бройдо. До них земельным участком владел мещанин Николай Попов, державший здесь скульптурную мастерскую. Он принимал заказы на изготовление архитектурного декора из различных материалов, отделку искусственным мрамором.

Дом, завершенный в 1913 году, по тому времени являлся средоточием всевозможных новомодных удобств: его оборудовали лифтами; квартиры снабдили водяным отоплением, горячей водой и вмонтированными в стены сейфами («несгораемыми шкафами»). Впрочем, если планировка следовала за новаторскими веяниями, то во внешнем облике дома явственно различались мотивы петровского и елизаветинского барокко.

Открытый двор был отделен от улицы невысокой оградой. Абсолютно все окна обитаемых помещений выходили на улицу; в крошечный дворик-колодец были выведены лишь окна служебной лестницы. Чтобы рационально использовать небольшой земельный участок, под всей поверхностью двора устроили подземный этаж. Для того времени это было явным новшеством, приобретавшим популярность в условиях постоянно дорожавшей земли. Под землей размещались различные вспомогательные помещения: там могли хранить дрова, уголь, устраивали ледники, устанавливали обслуживающее дом оборудование.

Кстати, несколькими годами ранее подобная же затея в нашем городе была применена при строительстве дома торгово-промышленного товарищества Ф. Г. Бажанова и А. П. Чувалдиной (ныне ул. Марата, 72, - там находится Детская библиотека истории и культуры Петербурга).

Судя по архивным документам ЦГИА СПб, на первом этаже размещались «белошвейный магазин», мелочная лавка и шестикомнатная квартира. Выше все просто: по одной семикомнатной квартире на этаже, так что каждый жилец занимал целый этаж. Среди арендаторов были торговавший лесом купец Борис Гурвич и судья Иван Лайминг. Одним из жильцов дома в 1920-х годах был Иосиф Белопольский, еще в годы первой русской революции возглавлявший большевистское издательство «Утро», а в 1918 году создавший культурно-просветительское кооперативное товарищество «Начатки знаний»...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 172 (5789) от 16.09.2016.


Комментарии