Главная городская газета

Дом, где родилась «Баядерка»

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Наследие

Завоеванные города как источники рабочей силы

В строящемся Петергофе работы было немало: «известь творить и сеять», «на полатах кровлю поять», «в летнем доме фундамент камнем выстилать»....Кто же этим всем занимался? Читать полностью

Выстрел на окраине

20 июня 1918 года был убит комиссар по делам печати и агитации Союза коммун Северной области В. Володарский. Кому была нужна его смерть? Читать полностью

Экскурс в историю: литературная метеорология Петербурга

Кто мог красочнее описать погоду Северной столицы 19 века, чем ее современники-писатели? Читать полностью

Помним в радости и в горе

22 июня - День памяти и скорби в России, день начала Великой Отечественной войны. И хотя сейчас в нашей стране проходит мундиаль, программа траурных мероприятий останется неизменной. Читать полностью

Трое в матросских костюмчиках

В преддверии Дня памяти и скорби авторы «СПб ведомостей» делятся своими воспоминаниями о Великой отечественной войне.   Читать полностью

Ни пяди не уступить, ни грамма не оставить

Накануне трагичной и памятной даты «СПб ведомости» вспоминают «как это было» во время Великой отечественной войны. Читать полностью
 Дом, где родилась «Баядерка» | Этот дом, построенный почти два века назад по заказу купца Антонова, дал кров многим выдающимся жителям нашего города. ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Этот дом, построенный почти два века назад по заказу купца Антонова, дал кров многим выдающимся жителям нашего города. ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Много чем известен дом Адамини, получивший свое название по фамилии построившего его архитектора. Например, тем, что в 1916 - 1919 годах в его подвале находилось литературно-артистическое кабаре «Привал комедиантов» - продолжатель «Бродячей собаки». Но еще больше известен он своими именитыми жильцами.

Среди них - ученый, физик, востоковед, изобретатель первого электромагнитного телеграфа Павел Шиллинг фон Канштадт, первый профессиональный организатор художественных выставок Надежда Добычина, писатели Леонид Андреев, Юрий Герман, Вера Панова...

В Российском государственном историческом архиве мне удалось обнаружить сведения, которые увеличат список знаменитых квартирантов дома Адамини. Речь идет о музыканте и балетном композиторе из Вены Людвиге Минкусе.

Уже в восемь лет он дал свой первый публичный концерт, высоко оцененный местной прессой. Впоследствии талантливый юноша получил место первого скрипача в Венской королевской опере. Однако через год, в 1853-м, он принял приглашение Николая Борисовича Юсупова и отправился в Россию.

Прослужив два года музыкантом в частном театре Юсуповых в Петербурге, Минкус не вернулся в Вену, а продолжил службу скрипачом в оркестре столичного Большого театра. Однако высокая конкуренция вынудила его переехать в Москву, где он кроме службы скрипачом-солистом в театре начал успешную карьеру балетного композитора.

1 августа 1871 года Людвиг Минкус получил должность штатного композитора императорской сцены. Через две недели он переехал с женой из Москвы в Петербург, сняв квартиру в доме Адамини на Мойке. Об этом свидетельствует найденное в РГИА курьезное прошение рядового Матвея Богомолова о том, «что инспектор музыки Минкус дал ему для прописки в полиции свой паспорт числа и номер он не помнит. Но не успел он предъявить его в полицию и занести в домовую книгу, как неизвестно где и как потерял» (сохранена орфография оригинала).

Ситуация для Минкуса была печальной, но указание его адреса в этом документе оказалось единственным. Музыкант жил вдвоем с женой Марией, так же, как и он, австрийской подданной. В отпуск они уезжали на родину в Вену. Минкус, очевидно, был не очень публичным человеком, поэтому воспоминаний о его дружеских вечеринках не осталось. Письма он писал преимущественно на французском языке.

Интересные подробности о творческой кухне композитора удалось найти в «Записках балерины Санкт-Петербургского Большого театра 1867 - 1884» его современницы Екатерины Вазем. «Минкус как композитор отличался большой аккуратностью. У него все бывало готово вовремя. Работал он исключительно дома и на репетициях показывался редко...».

В сотрудничестве с балетмейстером Мариусом Петипа, продолжавшимся более полутора десятка лет, Минкус создал музыку к шестнадцати балетам. Учитывая, что он обычно сочинял дома, с высокой долей вероятности можно предположить, что самый известный его балет «Баядерка» (1877) был рожден в доме Адамини.

Сколько именно он прожил в этих стенах - точно неизвестно. Однако в хранящейся в Госархиве Российской Федерации архивной тетради Кшесинской удалось обнаружить дату прощального бенефиса Людвига Минкуса - 9 ноября 1886 года. В этот день давали балет «Пахита» в постановке Мариуса Петипа. «Звукооформителю» балетных спектаклей исполнилось шестьдесят лет, из которых тридцать он прослужил в штате императорских театров. За эти годы музыкант был награжден различными медалями за усердную долгую службу.

В 1891 году, уже пожилым человеком, Людвиг Минкус с женой, так и не приняв российского подданства, недовольный размером пенсии, вернулся в Вену, где умер в декабре 1917 года. Спустя 100 лет его балеты продолжают свою сценическую жизнь на лучших сценах российских городов.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook