Дом с атлантами: история и будущее особняка первого историка Петергофа

Этот роскошный особняк в стиле неоренессанса, расположенный возле Ольгина пруда, как будто бы притаился в тени петергофских улиц. Терракотовый фасад украшают атланты, изваяния львов встречают посетителей у парадного входа… Петербургский архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер построил это здание (Петергоф, Никольская ул., 11) в середине XIX века для полковника Александра Федоровича Гейрота, который сегодня больше известен как первый историк Петергофа.

Дом с атлантами: история и будущее особняка первого историка Петергофа | Своим обликом здание чем‑то напоминает венецианские и флорентийские дворцы./ФОТО АВТОРА

Своим обликом здание чем‑то напоминает венецианские и флорентийские дворцы./ФОТО АВТОРА

Полковника Гейрота, участника Кавказской войны, перевели из армии в Петергофское дворцовое правление в 1848 году. Он со всей ответственностью отнесся к своей новой работе и уже летом 1849 года за чистоту в Петергофе получил благодарность от императора. В том же году Гейрот подал прошение выделить ему два незастроенных участка. Император ограничился только одним, поставив условием, что «будет представлен хороший фасад дому».

Вначале Гейрот приступил к строительству двухэтажного деревянного особняка со службами, одновременно продолжая ходатайствовать о выделении ему и второго участка, по соседству, на углу с Никольской улицей. Немало усилий к этому приложила и жена Гейрота — фрейлина императрицы Александры Федоровны. В конце концов разрешение было получено, и уже к лету 1853 года возведение на нем каменного особняка было закончено.

Девять лет Гейрот прослужил в должности старшего советника Петергофского дворцового правления. В 1858 году император Александр II подписал его увольнение с должности и причислил его к Министерству императорского двора. Через четыре года Гейрот получил долгожданный чин генерал-майора.

Кроме всего прочего, он был редактором-издателем журнала «Чтение для солдат», а в 1863 году основал журнал для народа «Мирской вестник», который открыл дорогу в литературу для многих поэтов из деревни. Предпринятое им издание ряда брошюр, посвященных истории и географии России, сделало его действительным членом Императорского Русского географического общества.

И самое главное: он был вдохновлен историей Петергофа. В 1868 году выпустил первый научный труд о городе — «Описание Петергофа». Книга была основана на архивных материалах и личных впечатлениях. Как отмечал краевед Виталий Гущин, она до сих пор не потеряла своей актуальности, служит важнейшим историческим источником.

В 1874 году Гейроты продали участок с каменным домом ротмистру лейб-гвардии Уланского полка Федору Ниловичу Бобылеву. Тот впоследствии стал генералом и командиром бригады одной из кавалерийских дивизий, квартировавшей в Польше, но свою петергофскую дачу не забывал. Однако удаленность службы заставила Бобылева в конце 1896 года продать свою дачу поручику лейб-гвардии Конно-Гренадерского полка Евгению Александровичу Обермиллеру. Именно его инициалы можно увидеть в оформлении металлических навесов над входами в здание.

Обермиллер ушел на Первую мировую войну и в Петергоф не вернулся. Его вдова скончалась осенью 1916 года, наследников у нее не оказалось…

В советское время в особняке долгое время находился дом престарелых. Впоследствии он переехал, в здании хотели устроить музыкальную школу. Но, как рассказала руководитель краеведческого клуба «Петергоф» Алевтина Максимова, ее директор, придирчиво обследовав дом, сказал, что под вверенное ему учреждение он совершенно не подходит: акустика не та! И тому есть объяснение: дело в том, что по заказу Гейрота пространство внутри было организовано таким образом, чтобы в помещениях сохранялась абсолютная тишина, дабы хозяин мог спокойно работать над историческими трудами.

В начале нынешнего века дом Гейрота, долгое время пустовавший и пришедший в аварийное состояние, занял офис крупного петербургского банка. Теперь он собирается выезжать, и местные ревнители истории мечтают, чтобы здесь разместился краеведческий музей. Где же ему еще быть, как не здесь, в доме первого историка Петергофа?

Читайте также:

Возрождённая святыня: история церкви Иоанна Предтечи на Малышевой горе

Особняк торговца «тряпьём»: скрытая жемчужина среди рядовой застройки Петербурга


#Петергоф #история #архитектура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 159 (7981) от 29.08.2025 под заголовком «Дом первого историка».


Комментарии