Дом почётного гражданина на набережной реки Фонтанки, 126
Этот шестиэтажный серый великан — яркий представитель петербургского неоклассицизма. Он особенно эффектно воспринимается с противоположного берега Фонтанки, ярко контрастируя с виднеющимися чуть в стороне синими куполами Троице-Измайловского собора. В парадных этого дома сохранились фрагменты витражей на свинцовом и латунном профилях, что является большой редкостью.
Дом Чубаковых — одна из лучших работ архитектора Иосифа Долгинова. В настоящее время он является выявленным объектом культурного наследия./ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Атлас Санкт-Петербурга 1798 года свидетельствует, что в ту пору на этом месте располагались небольшие деревянные постройки. В 1828 году на подробном плане города, составленном генерал-майором Шубертом, их обозначено уже гораздо больше. В 1852 году владельцами участка становятся наследники купца Ивана Иохима, при этом все сооружения расположены в глубине территории, а на границе с набережной Фонтанки — только один небольшой деревянный дом.
В конце XIX века участок переходит в руки военного инженера полковника Леопольда Адольфовича Витовского. В 1909 году ему разрешили возвести на нем пятиэтажное жилое здание, но проект осуществлен не был.
Нынешний дом был построен в 1912 – 1913 годах по чертежам архитектора Иосифа Исааковича Долгинова. Владел участком уже Виктор Григорьевич Чубаков — потомственный почетный гражданин, служащий центральной бухгалтерии Государственного банка. В начале ХХ века он начал приобретать дома для сдачи жилья в аренду и владел ими вместе со своей супругой Ольгой Михайловной.
Среди примечательных жильцов этого дома была семья архитектора Овчинникова. Глава семейства Владимир Федорович окончил в 1923 году Институт гражданских инженеров, в котором — с перерывом на революцию и Гражданскую войну — он учился тринадцать лет. По его проектам было возведено два здания в Ленинграде, гораздо больше он строил в Мурманске.
«Я получил через наш Жилсоюз разрешение восстановить для себя трехкомнатную квартиру на Фонтанке, где от пожара сгорели два верхних этажа. И вот уже в 1927 году мы перебрались в отдельную чудесную квартиру в доме № 126, где и прожили до самой блокады», — вспоминал Владимир Овчинников.
Сын Владимира Овчинникова — Кирилл, родившийся в 1932 году в этом доме, стал впоследствии замечательным фотографом. По просьбе отца он запечатлевал уходящую натуру Ленинграда 1960 – 1980‑х годов. Будучи членом комиссии по истории, охране и реставрации памятников архитектуры при Доме архитектора, Кирилл Владимирович фиксировал на пленку печи, камины, паркет, лепнину в домах, идущих на капитальный ремонт. Фотографировал декоративный металл на улицах, балконные решетки, флюгера, ограды и ворота.
Благодаря его снимкам впоследствии удавалось даже что‑то восстановить. Например, флюгер 1898 года на доме № 6 по Троицкому проспекту получил второе рождение именно благодаря фотографиям Овчинникова.
В год смерти фотохудожника, в 2006 году, были изданы два его фотоальбома: «Ушедший Петербург» и «Вознесенный к небу» (в соавторстве с художницей Елизаветой Стрельниковой). Весь архив Кирилла Овчинникова передан в Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга. Среди снимков было много тех, что запечатлели его родной дом на набережной Фонтанки.
В той же квартире прожил до эвакуации в 1942 году и старший сын Владимира Овчинникова — Всеволод, в ту пору старшеклассник, а впоследствии известный журналист-международник, публицист, ведущий телевизионной передачи «Международная панорама», автор более двух десятков книг, рассказывавших о его поездках по всему миру. В 1985 году он получил Государственную премию СССР за произведения «Сакура и дуб» и «Горячий пепел».
Читайте также:
Купеческие хоромы XIX века на Фурштатской, 52
В Российском государственном архиве новейшей истории сохранились записи Юрия Андропова
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 187 (7763) от 04.10.2024 под заголовком «Дом почетного гражданина».
Комментарии