«Долой орла!». История петроградского живописца Ивана Владимирова

Иван Алексеевич Владимиров - один из тех редких живописцев, который запечатлел события времен революции и Гражданской войны в Петрограде и провинции беспристрастно и порой безжалостно. Что, однако, не помешало ему впоследствии стать классиком советского искусства. О перипетиях судьбы художника в год 150-летия со дня его рождения мы беседуем с внучкой Ивана Владимирова - историком архитектуры Наталией Баторевич.

«Долой орла!». История петроградского живописца Ивана Владимирова | Глядя на картину Ивана Владимирова «Красный Октябрь в деревне», можно предположить, на чьей стороне симпатии художника... Из коллекции Музея политической истории России.

Глядя на картину Ивана Владимирова «Красный Октябрь в деревне», можно предположить, на чьей стороне симпатии художника... Из коллекции Музея политической истории России.

- Деда я хорошо помню. В 1947 году, когда его не стало, мне было девять лет. Я побаивалась его: он все время работал в своей мастерской, детей туда не пускали. И вот когда дед однажды увидел мои рисунки (ему их показала моя мама), позвал к себе в мастерскую. Особенно ему понравились мои лошадки...

От мамы знаю, что до революции дед был преуспевающим художником. Основным источником его дохода были продажа картин и работа под заказ. Какие-то его произведения покупала даже царская семья. Деятельность деда была очень многообразна: он был членом Императорской археологической комиссии, преподавал в училище технического рисования.

В качестве корреспондента он побывал на Русско-японской, Болгаро-турецкой и Первой мировой войнах. И везде делал зарисовки. Еще с 1898 года он постоянно печатался в «Петербургском листке». Редактор газеты Владимир Шуф, поэт и журналист, выступавший под псевдонимом Борей, давал заметки, а дед делал к ним иллюстрации. Каждый день, выходя из дома, он шел по Большой Гребецкой улице (ныне Пионерской), выходил на Ждановку, затем двигался к Невскому. И зарисовывал все, что казалось ему интересным.

Расстрел у Зимнего в январе 1905 года Иван Алексеевич видел собственными глазами. Причем он заранее пришел туда. Шуф сказал ему, что на Дворцовой стоят цепи солдат, и предложил: мол, надо идти смотреть, что будет... Когда началась Февральская революция 1917 года, дед тоже был в самой гуще событий.

Чего стоит только одна его зарисовка «Долой орла!», на которой полные ненависти солдаты и рабочие прикладами сбивают символ царской власти. Быстрые, схваченные на лету зарисовки Ивана Алексеевича можно увидеть в альбомах, хранящихся ныне в отделе рукописей РНБ. Ряд рисунков был сразу же воспроизведен в журналах и газетах того времени. Некоторые работы выполнялись по заказу английского журнала The Graphic, корреспондентом которого Владимиров был много лет.

В первых числах марта 1917 года вместе с несколькими товарищами по цеху он поступил в милицию (в 4-й подрайон Петербургского района) и прослужил там до июля 1918 года. Это давало ему возможность на совершенно законных основаниях быть в самой гуще событий.

Вот что он впоследствии вспоминал: «Во время своей милицейской службы я всегда имел с собой альбомчик и свободно зарисовывал все, что живо интересовало меня. Придя домой, я дополнял по своему впечатлению нужные штрихи в зарисовках и даже иногда закрашивал их акварелью». Многие из этих зарисовок стали потом фрагментами картин или легли в основу масштабных живописных полотен.

В октябрьские дни 1917-го Владимиров также заносил в свой альбом рисунки, делал акварели. Среди них - «Обстрел Зимнего дворца с «Авроры», «Засада матросов с «Авроры» перед Зимним дворцом», «Поражение женского батальона. 26 октября», «Погром винного магазина».

Живя на Большой Гребецкой улице недалеко от Владимирского пехотного училища, художник был непосредственным свидетелем событий юнкерского мятежа в конце октября 1917 года. И тоже сделал немало зарисовок. Например, бегство юнкеров - они поднимаются по пожарной лестнице на крышу к слуховому окну стоящего рядом здания, а красногвардейцы в упор расстреливают их. Еще рисунки - обстрел училища, вынос убитых и раненых юнкеров.

Эпизоды, ставшие сюжетами рисунков Владимирова, сделанных в Петрограде в 1918 - 1919 годах, практически не встретить на фотографиях того времени. Старики-священники, которые чистят двор в казармах, бывшие чиновники на принудительных работах, арест царских генералов, выселение «буржуев» из квартир, расстрел в подвале ЧК... Серия зарисовок была сделана в банках Петрограда в связи с реквизицией ценностей.

Кстати, я не раз задавала маме вопрос: почему матросы на рисунках деда такие страшные? Мама коротко ответила: «Какими он их видел, такими и изображал». Именно таковы в его интерпретации трагические картины Гражданской войны в деревне. Реквизиция хлеба отрядами продразверстки, грабеж барского имения, допрос священника в комитете бедноты... На всех рисунках - грубость и ужас происходящего.

Голод 1919 года в Петрограде тоже нашел отражение в творчестве Владимирова. На одном берегу Фонтанки разделывают павшую лошадь, а на другом в это же время идет демонстрация под красными флагами... С документальной точностью Иван Алексеевич очень достоверно запечатлевал эпизоды истории. Это своего рода хроникальная, как будто бы кинематографическая фиксация эпизодов и событий. Кажется, что можно даже услышать звуки улицы.

Одна из его самых сильных работ - картина «Красный Октябрь в деревне» 1926 года. Сегодня она находится в Музее политической истории России. На ней изображена ватага разудалых красноармейцев, едущих в широких розвальнях, за ними обреченно бредут конвоируемые генерал и помещик. Это произведение почти точно воспроизводит рисунок 1920-х годов «Врагов народа к суду» одного из альбомов, хранящихся в отделе рукописей РНБ. Там арестованный священник изображен с веревкой на шее, конец которой держит в руках солдат в санях...

Сегодня наследие Ивана Алексеевича - во многих музеях по всей стране. Много акварелей находится за границей, в том числе в Финляндии. Могу предположить почему. До революции у деда была дача в Келломяках - нынешнем Комарове. Еще в 1905 году он присмотрел там место, где и построил дом. И какие-то работы там остались после того, как территория оказалась по ту сторону границы. Кстати, уже после 1944 года, когда Карельский перешеек окончательно стал советским, его дача перешла в ведение властей Ленинграда - там одно время даже жил председатель Ленгорисполкома Петр Попков...

Вообще после революции друзья настоятельно предлагали деду покинуть советскую Россию. И думали, что уже уговорили его. Собрали часть его картин, заказали вагон, даже вывезли за границу. Вот почему сегодня немалое число его работ, посвященных революции и Первой мировой войне, - в Гуверовском институте войны, революции и мира в Стэнфордском университете США... А дед остался в России. Он не хотел уезжать. Он на многих войнах побывал, немало мятежей и революций повидал - чего ему было бояться? Он вообще был по жизни оптимистом. 

Материал был опубликован в газете под № 076 (6185) от 27.04.2018 под заголовком «Какими видел, такими и изобразил».

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 076 (6185) от 27.04.2018.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...

Восемь пунктов генерала Деникина
07 Июня 2017

Восемь пунктов генерала Деникина

Когда говорят о том, что армию погубили большевики, это неправда. Армию погубила вся революционная демократия с ее проповедями вседозволенности.

Вскрыть и прочесть
24 Мая 2017

Вскрыть и прочесть

Перлюстрация существовала еще в глубокой древности

Я знал и труд, и вдохновенье…
26 Апреля 2017

Я знал и труд, и вдохновенье…

При информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 25 апреля в Аничковом дворце состоялось подведение итогов для 9-11 классов региональной олимпиады по краеведению ш...

Л.М. Старокадомский
25 Апреля 2017

Л.М. Старокадомский

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Погибшие при защите Ленинграда
25 Апреля 2017

Погибшие при защите Ленинграда

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

 «Теплица на Фонтанке»
25 Апреля 2017

«Теплица на Фонтанке»

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Человек, достойный дороги цветов
25 Апреля 2017

Человек, достойный дороги цветов

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Монархия в стиле ностальжи
12 Апреля 2017

Монархия в стиле ностальжи

Вопрос Остапа Бендера: «Надеюсь, вы кирилловец?», звучавший смешно уже в 1920-х годах, тем более не актуален сегодня.

Февральская революция. Точка невозврата
01 Марта 2017

Февральская революция. Точка невозврата

Сто лет назад, 23 февраля (8 марта по новому стилю), в Петрограде начались беспорядки, спустя несколько дней приведшие к падению самодержавия. В историю эти события вошли как Февральская револ...