До последнего снаряда. Особой страницей в биографии Александра Максимова стала русско-японская война

Известный на Балтике в начале ХХ века капитан Александр Прокофьевич Максимов, по свидетельству современников, имел прозвище Профук, что характеризовало его как сочинителя невероятных историй. Но все его знали и как моряка-виртуоза, человека отчаянной храбрости.

До последнего снаряда. Особой страницей в биографии Александра Максимова стала русско-японская война | Матросы крейсера «Новик» во главе с мичманом Александром Максимовым.  Корсаковский Пост, зима 1904/05 гг./Репродукция. ФОТО автора

Матросы крейсера «Новик» во главе с мичманом Александром Максимовым. Корсаковский Пост, зима 1904/05 гг./Репродукция. ФОТО автора

Родился Александр Максимов в Кронштадте 5 (17) февраля 1874 года. Его отец, происходивший из крестьян Гдовского уезда, был сотрудником Минной мастерской, выслужившим себе личное, а затем потомственное почетное гражданство. Герой нашего по­вествования окончил в Петербурге Владимирское пехотное училище, служил в 148‑м пехотном Каспийском полку, но затем перешел во флот. Биография его богатая, но мы расскажем об одном эпизоде, связанном с Русско-японской войной, когда Максимов был вахтенным офицером на крейсере «Новик».

Максимов_Портрет.jpg
Репродукция. ФОТО автора


В первые месяцы обороны Порт-Артура «Новик» был самым активным кораблем русской эскад­ры. Разведка, сопровождение миноносцев, бои с кораблями противника, обстрелы японских войск на побережье… Ситуация для русской эскадры в Порт-Артуре непрерывно ухудшалась, и 28 июля 1904 года после распоряжения из Петербурга она попыталась прорваться во Владивосток. После тяжелого боя большинство кораблей вернулись обратно, но некоторым удалось ускользнуть, в том числе и отличавшемуся быстроходностью «Новику».

Он оторвался от противника, обогнул Японские острова, но из‑за недостатка угля вынужден был зайти в поселок Корсаковский Пост (ныне город Корсаков) на юге Сахалина. Там его и перехватил японский крейсер «Тсусима». В жарком бою 7 августа оба корабля получили серьезные повреждения, но к противнику подходила помощь, а «Новику» рассчитывать было не на кого. Командир крейсера принял решение затопить корабль…

После этого большая часть команды начала длительный пеший поход через весь Сахалин. Для подъема орудий с лежавшего на небольшой глубине крейсера и защиты Корсаковского Поста от японцев был оставлен небольшой отряд под командованием мичмана Максимова.

Первые дни матросы просто ныряли в затопленные отсеки, чтобы достать имущество. Затем начали оборудование импровизированного плавучего крана — для этого удалось получить две ветхие баржи тюремного ведомства, которые требовали починки. С корабля добыли водолазный аппарат — это значительно облегчило работу. Один водолазный костюм сшили из парусинового тента.

Уже к концу августа были подняты четыре из шести 120‑миллимет­ровых орудий. Одновременно моряки устраивали на берегу позиции для пушек. В вахтенном журнале, который вел мичман, он старательно записывал все выполненные работы, зарисовывал укрепления, устроенные для орудий на берегу.

После поражения русского флота в Цусимском сражении стало ясно, что захват Сахалина японцами — лишь вопрос времени. В июне 1905 года Максимову и его матросам пришлось взорвать лежавший на небольшой глубине корабль. А спустя несколько дней противник начал высадку на остров.

Дважды артиллеристы отгоняли приближавшиеся к батарее японские миноносцы, затем расстреляли последние снаряды и взорвали орудия. Уничтожив все имущест­во, моряки направились в сторону села Соловьевка, где влились в 1‑й партизанский отряд Арцышевского. Японцы настигли его, в ходе ожесточенного боя 29 июня 1905 года Максимов и часть его матросов попали в плен. Освобождены они были в январе 1906 года: в соответствии с Портсмутским мирным договором всех пленных доставили во Владивосток.

Кстати, в последние годы сахалинские краеведы всерьез заинтересовались этой краткой попыткой обороны южной части острова от японцев. И даже несколько лет назад нашли поляну, на которой, как они предполагают, произошел последний бой между русскими моряками и японцами. Обнаружили даже фрагменты офицерского кортика (не максимовского ли?), гильзы, пули, патроны…

Дальнейшая служба Максимова проходила на Балтике. В 1918 году он поступил в Красный флот, а в ноябре 1921 года занял высший в своей жизни пост — начальника Морских сил Черного моря, который он занимал до начала августа 1922 года. Любопытно, что в изданиях по истории Черноморского флота и на многих интернет-ресурсах информация перепутана, и коман­дование флотом в этот период приписано однофамильцу нашего героя — «красному адмиралу» Андрею Семеновичу Максимову…


#капитан #личность #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 47 (7623) от 15.03.2024 под заголовком «До последнего снаряда».


Комментарии