До кольца — двойной тариф. Сколько стоил проезд по всему маршруту в трамваях Ленинграда
Публикация Андрея Румянцева «На трамвае в Озерки» (от 4 октября) напомнила мне об одном впечатлении из далекого детства. Речь о конце 1940‑х — начале 1950‑х годов. Жила наша семья на углу Суворовского проспекта и 9‑й Советской улицы. В ту пору, будучи школьником, я изучал родной Ленинград с помощью самоката, а потом велосипеда.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Как‑то я рассказал своей маме, Лидии Ивановне Демкиной, об Озерках, куда я недавно ездил. И она захотела посмотреть эти места. Кроме того, как раз тогда из Эстонии переехала в Ленинград ее мать, моя бабушка Елизавета Васильевна, и, возможно, в ходе ожидаемой поездки предстояло поискать для нее временное жилье: Озерки и Парголово выглядели вполне пригодными и по природным условиям, и по транспортной доступности.
Выбор транспорта в этой поездке был за мамой. В то время демократичный трамвай был предпочтительнее железной дороги (поезда ходили редко) и пригородных автобусов: в те годы они были настоящими «живопырками», забитыми жителями всех трех поселков Парголово.
В дороге мы решили не выходить за Поклонной горой, у Верхнего озера, а доехать до кольца в 1‑м Парголове, располагавшегося у Спасо-Парголовской церкви, недалеко от Нижнего озера. На этом отрезке пути к нам подошла кондуктор и стеснительно попросила оплатить проезд еще раз: от Озерков до 1‑го Парголова. Помню, что это нас очень удивило, ведь нам казалось, что у трамваев в отличие от автобусов и троллейбусов тогда не было тарифных участков. Но, разумеется, спорить с кондуктором мы не стали.
Комментарий историка транспорта Павла ЯЛЫШЕВА:
Действительно, единый тариф за проезд по всему маршруту в трамваях существовал с 1929 года (до этого платили по «участкам»). Тогда билет стоил 10 копеек, с 1932 года — 15 копеек, с 1948‑го — 30 копеек. После денежной реформы 1961 года — 3 копейки.
Тем не менее как минимум до конца 1940‑х годов тарифные участки сохранялись для так называемых вылетных линий — то есть тех, что выходили за административные границы города, в том числе в Парголово, к Средней Рогатке и Мясокомбинату. Как правило, вылетная линия делилась на два или три участка. Так что, по всей видимости, кондуктор была совершенно права, попросив дополнительно оплатить проезд.
Читайте также:
Время и архитектура: как дом на Садовой сочетает прошлое и будущее
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 207 (7783) от 31.10.2024 под заголовком «До кольца — двойной тариф».
Комментарии