Главная городская газета

Дневники императора

Свежие материалы Наследие

Революция в песочнице

На открытках 1917 года политические персонажи представлены в виде детей.

Читать полностью

Пьяная драма

Эпохи меняются, а нравы — не всегда.

Читать полностью

«Демон революции» вернулся в ее бывший штаб

В стенах Смольного никогда раньше не выставляли столько изображений Льва Троцкого. Читать полностью

Русский стиль на острове Октября

Память об Октябрьской революции живет в самых, казалось бы, неожиданных названиях.

Читать полностью

Сороковая высота

В карельских лесах у деревни Сяндеба в августе 1941-го погибли, защищая Ленинград, испанские добровольцы.

Читать полностью
Реклама
Дневники императора | Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com

Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com

Фонд Николая II в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ) в Москве известен специалистам под № 601. Там хранятся личные документы императора, изъятые в 1918 - 1922 годах из Зимнего и Аничкова дворцов, а также из Петергофа, Гатчины и Царского Села. О том, как они оказались в архиве и какие находки еще могут ждать исследователей, рассказала доктор исторических наук главный специалист ГАРФ Зинаида ПЕРЕГУДОВА.

- Зинаида Ивановна, когда историки впервые получили доступ к документам последнего императора?

- Только после 1945 года. Дело в том, что долгое время все материалы в неразобранном виде (то есть фактически просто как склад бумаг. - Ред.) хранились в Центральном архиве Октябрьской революции в Отделе падения старого режима. Затем как Новоромановский фонд материалы передали в ЦГАДА (Центральный государственный архив древних актов). Там из общего массива документов выделили личные фонды царей, цариц, великих князей и княгинь, в том числе и в 1940 году - фонд Николая II.

Через год, в мае 1941 года, документы, которые были лишь частично описаны и, стало быть, не доступны исследователям, передали в Центральный исторический архив Москвы. Через месяц началась война, его эвакуировали на Урал. Только после войны материалы фонда Николая II вернулись в Москву и были систематизированы. Это документы по внутренней и внешней политике России, обширная переписка - как государственного, так и личного характера, большая коллекция фотографий, в том числе и сделанных самим императором.

Может показаться удивительным, но в советское время фонд № 601 никогда не был закрытым, хотя определенные ограничения на допуск к нему, конечно же, были.

- Какой раздел фонда наименее изучен?

- Подарки Николаю II. Среди них больше всего стихов. Здесь сотни произведений, написанных по самым разным случаям. Совершеннолетие цесаревича Николая Александровича в 1884 году, женитьба, рождение наследника, даже приезд монарха в губернию или город могли стать причиной поэтического вдохновения авторов. В большинстве случаев это малоизвестные любители, и литературно-художественные достоинства их произведений весьма невысоки. Тем не менее они поражают своей искренностью.

К примеру, жительница Красноярска Никитская подготовила рукописный сборник своих стихотворений, оформив его шелковым вышитым переплетом. Посвящалось сие произведение поездке великого князя Николая Романова по Сибири в 1891 году. «Край холодный Сибири далекой // С беспредельным восторгом все ждет // Когда гость дорогой наш высокий // На сибирский наш берег сойдет»...

Любопытны драматические и прозаические литературные произведения. Удивили вот какие два подарка. Рукописная сказка «Волшебное зеркало», посвященная Николаю II и Александре Федоровне, повествует о некоем восточном царе, который долго искал по свету невесту, пока случайно встреченный странник не подарил ему волшебное зеркало. Особенность его была в том, что оно отражало не реальную внешность человека, а его душевные достоинства.

Другая сказка - «Конь Васька, верный слуга и друг» - переносит нас в деревню на Кубани, где в казачьей семье как верный друг живет конь Васька. Автор доводит действие сказки до 1914 года, конь вместе с хозяином идет на войну, где после многих героических атак гибнет, спасая своего седока. На первой странице - надпись, объясняющая появление этих «сказочных» подарков: «Александровский дворец, для наследника».

Есть в фонде тридцать музыкальных подарков Николаю II. Больше всего нот маршей. Среди них - «Скорый военный марш» фельдфебеля музыкантов лейб-гвардии Саперного батальона Николая Резника, преподнесенный в день совершеннолетия великого князя Николая Романова 6 мая 1884 года. Такие известные музыканты, как дирижер Гуго Варлих и композитор Цезарь Кюи, также презентовали царю свои музыкальные подарки. Первый - «Марш» ко дню рождения великого князя Николая Александровича в 1892 году, второй - «Сюиту» опус 38.

- Казалось бы, Николай II сегодня - одна из самых известных фигур российской истории. Есть ли в фонде № 601 какие-то материалы, которые бы открыли новые грани личности императора?

- Конечно. Многие, наверное, читали опубликованные в последнюю четверть века дневники Николая II, которые он вел без перерыва в течение 36 лет, с 1882 года до 30 июня 1918 года. Кстати, оригиналы хранятся у нас - это пятьдесят объемистых тетрадей. Знаю, что большинство, когда впервые читают дневник последнего императора, бывают разочарованы: они ожидают найти там более пространные записи, а видят лишь краткие заметки о встречах, личных переживаниях и описание погоды... Но для серьезного исследователя эта канва имен - повод для обращения к документам того времени, к сохранившимся мемуарам лиц, встречавшихся с русским царем.

В то же время в нашем фонде хранится еще и рукописный дневник Николая Романова, который он вел будучи наследником престола. Это записи за двенадцать лет, и они еще никогда не публиковались. Они гораздо более подробные и откровенные. Также эмоциональны и очень душевны письма Николая Александровича к матери. Так что и через сто лет документы последнего царя ждут заинтересованного исследователя.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook