Для выявления злодейских преступлений нацистов. Чрезвычайная Государственная комиссия
Указ «Об образовании Чрезвычайной Государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских оккупантов на территории, временно оккупированной в годы войны» принял 2 ноября 1942 года Президиум Верховного Совета СССР. Акты и сообщения ЧГК стали одним из важнейших доказательств обвинения во время Нюрнбергского процесса.
Судьи на Нюрнбергском процессе / Фото: Public Domain
Идея создания комиссии по расследованию военных преступлений фашистов возникла у руководства Советского Союза сразу с началом Великой Отечественной войны. В августе 1941 года в ЦК ВКП(б) была подана записка с предложением организовать «постоянный независимый источник информации» для зарубежного общественного мнения о преступлениях фашистов на оккупированных территориях СССР. Однако только к осени 1942 года обозначилась очевидная перспектива международного судебного процесса над гитлеровскими военными преступниками. И 2 ноября 1942 года Президиум Верховного Совета СССР принял соответствующий документ.
Указ предусматривал, что в задачу ЧГК входит «полный учет злодейских преступлений нацистов и причиненного ими ущерба советским гражданам и социалистическому государству, установление личности немецко-фашистских преступников с целью предания их суду и суровому наказанию; объединение и согласование уже проводимой советскими государственными органами работы в этой области».
ЧГК имела очень широкие полномочия: ей предоставлялось право проводить расследования гитлеровских военных преступлений и определять нанесенный СССР материальный ущерб, координировать действия всех советских организаций в этой области, выявлять имена военных преступников, а также публиковать полученные результаты.
16 марта 1943 года было утверждено положение о Чрезвычайной Государственной комиссии, где сообщалось, что ЧГК собирает документальные данные, проверяет их и по мере необходимости публикует материалы о нацистских преступлениях и материальном ущербе. Кроме того, ЧГК издает распоряжения и инструкции по вопросам, входящим в компетенцию комиссии. Предусматривалось, что к составлению актов должны привлекаться представители советских, хозяйственных, профсоюзных, кооперативных и других общественных организаций, рабочие, колхозники и служащие.
Председателем комиссии был утвержден секретарь ВЦСПС Николай Шверник. В состав вошли известные люди того времени: первый секретарь Ленинградского обкома партии Андрей Жданов, писатель Алексей Толстой, летчица Валентина Гризодубова, митрополит Киевский и Галицкий Николай (Ярушевич) и другие.
ЧГК сразу же приступила к работе и собрала массу доказательств преступлений фашистских захватчиков. Многие советские граждане обращались в комиссию, выражая свою готовность оказать помощь в ее работе. В работе по составлению актов о преступлениях гитлеровцев и установлению ущерба, причиненного захватчиками, приняло участие свыше 7 миллионов человек — рабочих, колхозников, инженеров, деятелей науки, культуры, священнослужителей. Акты составлялись в соответствии с подробно разработанными ЧГК инструкциями о порядке установления и расследования злодеяний немецко-фашистских захватчиков и по установлению размеров материального ущерба.
ЧГК рассмотрела и изучила 54 тысяч актов и свыше 250 тысяч протоколов опросов свидетелей и заявлений о злодеяниях гитлеровцев. По данным этих документов, только на территории Советского Союза фашисты убили и замучили во время оккупации миллионы мирных советских граждан и военнопленных. Комиссия рассмотрела около 4 миллионов актов об ущербе, причиненном немецкими захватчиками, который составлял 679 миллиардов рублей (лишь прямой ущерб). На основании материалов расследований ЧГК составила список руководителей и непосредственных исполнителей преступлений, а также лиц, эксплуатировавших советских граждан.
Подсудимые на Нюрнбергском процессе / Фото: Public Domain
Опираясь на многочисленные акты, документы, вещественные доказательства, ЧГК опубликовала за время своей работы 27 сообщений о злодеяниях гитлеровцев, совершенных ими на территории СССР и Польши. Также комиссией было опубликовано два тома документов.
Собранные ЧГК материалы позволили уже в 1943 году провести судебные процессы над военными преступниками в Харькове и Краснодаре, а несколько позднее и в других городах: Киеве, Минске, Риге, Ленинграде, Смоленске, Великих Луках… Акты и сообщения Чрезвычайной Государственной комиссии стали одним из важнейших доказательств обвинения на Нюрнбергском процессе. Сотрудник комиссии С. Т. Кузьмин был включен в состав советской делегации на процессе.
В соответствии с 21-й статьей Устава Международного Военного трибунала в Нюрнберге официальные правительственные документы и доклады Объединенных Наций, включая акты и документы комитетов, созданных в различных союзных странах для расследования военных преступлений, принимались трибуналом без доказательств. Таким образом, акты о военных преступлениях фашистов, аккумулировавшие показания свидетелей, собранные по различным регионам СССР и утвержденные ЧГК (54784 акта), а также опубликованные комиссией сообщения, имели статус бесспорного доказательства и были своего рода гипертекстом - советским «коллективным свидетелем» Нюрнберга.
Между тем, в 1990-е годы появились предположения, что через ЧГК были попытки списать некоторые карательные акции НКВД на действия оккупантов. Как пример, утверждалось о фальсификации сведений в районе Кабардино-Балкарии, где местные власти и комиссия содействия ЧГК, якобы, выдали карательные акции НКВД и материальные потери населения при снабжении 37-й советской армии за действия гитлеровцев.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Комментарии