Для стратегической дезинформации противника. Радиоигры с немецкими разведцентрами
25 апреля 1942 года нарком внутренних дел СССР Лаврентий Берия проинформировал Государственный комитет обороны и лично Сталина об активизации разведывательно-диверсионной деятельности противника в советском тылу. Чтобы работать на опережение, наркомом было предложено начать радиоигры с немецкими разведывательными центрами.
Фото: Public Domain
В докладной записке Иосифу Сталину Лаврентий Берия сообщал об успешном обезвреживании десятков заброшенных диверсионных групп и одиночных агентов, причем отмечалось, что значительная часть диверсантов является в органы НКВД добровольно с повинной.
«В марте-апреле 1942 года органами НКВД задержано 76 агентов германской военной разведки, переброшенных на самолетах в составе разведывательно-диверсионных групп и в одиночку для шпионской и диверсионной работы в городах Вологда, Ярославль, Иваново, Александров (Ивановской области), Пенза, Молотов, Тамбов, Куйбышев, Сталинград, Казань, Горький и войсковых тылах Западного фронта… Все эти германские агенты являются бывшими военнослужащими Красной армии, находившимися в плену у немцев, где они были завербованы и обучены в разведывательных школах. Из их числа 25 человек бывших средних командиров Красной армии, 19 младших командиров и 32 рядовых бойца. Часть переброшенных агентов (23 человека) добровольно явилось в органы НКВД с повинной…», - говорится в документе.
При этом нарком внутренних дел предлагает для стратегической дезинформации военного руководства нацистской Германии использовать радиоигры.
«У задержанных изъяты 21 портативная приемно-передаточная радиостанция, через которые они должны были шифром передавать собранные сведения и сообщать результаты диверсионных действий… По 12 захваченным радиостанциям противника нам удалось установить радиосвязь с немецкими разведывательными органами в гг. Варшава (центр военной германской разведки), Псков, Дно, Смоленск, Минск, Харьков, Полтава. НКВД СССР считает, что захваченные немецкие радиостанции можно использовать в интересах Главного командования Красной Армии для дезинформации противника в отношении дислокации и перегруппировок частей Красной армии», - делает заключение Лаврентий Берия.
Предложение наркома было одобрено. «Радиоигры» с германскими спецслужбами советская контрразведка вела одновременно как через 4-е Управление НКВД СССР под руководством Павла Судоплатова, так и через территориальные подразделения органов госбезопасности. Результаты не замедлили себя ждать. Через год, в мае 1943 года, руководство НКВД докладывало: только из задержанных с 1 мая 1942-го по конец апреля 1943 года 223-х немецких агентов-радистов, 76 использовались в радиоиграх, направленных на дезинформирование спецслуб противника.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Комментарии